Комплексная оценка конкурентоспособности отеля
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-225-238
Аннотация
Статья посвящена разработке методических и практических рекомендаций по оценке конкурентоспособности гостиниц, направленных на выявление слабых сторон и определение приоритетных направлений развития. В исследовании описано использование методических подходов к оценке конкурентоспособности, рассчитаны ключевые показатели, выявлены конкурентные позиции гостиниц на рынке. Методология исследования объединяет несколько инструментов. Опросы потребителей и анализ онлайн-отзывов позволяют получить представление о восприятии клиентов. Кроме того, для объективной оценки конкурентоспособности анализируются такие показатели, как инфраструктура отеля и ценообразование. Такой двойной подход обеспечивает комплексную оценку. Результаты исследования подчеркивают важность выявления недостатков в сфере услуг, инфраструктуры или ценообразования для разработки целевых стратегий по улучшению ситуации. Используя эти знания, отели могут улучшить свои предложения, укрепить позиции на рынке и реагировать на меняющиеся запросы потребителей. Регулярная оценка также подчеркивается как важнейший компонент адаптации к меняющейся динамике рынка. В целом статья представляет собой практическую основу для оценки и повышения конкурентоспособности отелей. Она служит ценным источником информации для менеджеров и маркетологов гостиниц, предлагая практические рекомендации для принятия стратегических решений и достижения долгосрочного успеха в гостиничном бизнесе. Этот краткий и структурированный анализ способствует более глубокому пониманию конкурентоспособности в гостиничном секторе.
Об авторах
С. А. ЙолджуКазахстан
к.э.н., доцент
г. Алматы
Н. П. Сохатская
Казахстан
к.э.н., доцент
г. Алматы
М. Р. Смыкова
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор
г. Алматы
Список литературы
1. Best R. Consumer Behavior: построение маркетинговой стратегии / перевод с английского. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2015. – С. 855.
2. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент. – М.: Издательство «Инфра-М». – 2010. – С. 556.
3. Малахова Н.Н. Инновации в туризме и сервисе: учебное пособие для вузов / 2-е издание, доп. и перераб. – Ростов н/Д: МарТ: Феникс, 2010.
4. Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов. Отчет КАГиР 2015. URL: //www.kagir.kz/p01/otchetkagir2015.pdf.
5. Becerra M., Santalo J., Silva R. Being better vs. being different: differentiation, competition, and pricing strategies in the Spanish hotel industry // Tourism Management. – 2013. – Т. 34. – С. 71–79.
6. Арбузова Н.Ю. Яшин О.В. Состояние и перспективы развития гостиничного хозяйства Российской Федерации // Парад отелей. – 2011. – № 9. – С. 6–7.
7. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 595.
8. Волков У.Ф. Технология гостиничного сервиса. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 384.
9. Ляпина М.Н. Организация обслуживания в гостиничном хозяйстве. – М.: Academia, 2012. – С. 206.
10. Бабанчикова О.А. Управление конкурентоспособностью гостиничного предприятия: теория и практика // Сервис в России и за рубежом. – 2010 – № 3. – С. 5–10.
11. Бухер С. Экономика региона. – Кошице: Университет Пауля Йозефа Шафарика, 2016 – T. 12, ред. 1. – С. 240–250.
12. Шамаева И.А. Анализ и оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: <ahref=«http://www.scienceforum.ru/2015/1156/12289»>www.scienceforum.ru/2015/1156/12289</a> (дата обращения : 20.01.2017)
13. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы гостиничного хозяйства: на примере ОАО «ГК Космос». – 2009. URL: www.dissercat.com/content/upravlenie
14. Юданов А.У. Конкуренция: теория и практика. Учебное пособие. 2-е изд., исправлено и дополнено. – М.: Издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 2009 – С. 224.
15. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. – М.: Финансы и статистика, 2007 – С. 186.
16. Колстон П. Оптимизм американских путешественников вернулся к уровню до пандемии, согласно опросу MMGY Travel. Новости конференций & Conference & Meetings World. 2021. URL: https://www.c-mw.net/optimism-among-american-travellers-back-to-pre-pandemic-levels-according-to-mmgy-travelsurvey/
17. Дайе М., Чарман К., Ванг Й., Сужикова Б. Изучение взглядов местных заинтересованных сторон на перспективы китайской инициативы «Пояс и путь» для развития туризма в Казахстане // Current Issues in Tourism. 1948–1962. No. 23(15).
18. Джанджугазова Е.А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий. (3-е изд.). – Москва: Издательство «Юрайт», 2019.
19. Всемирный банк. Статистика туризма Казахстана 1995–2019. URL: https://www.ceicdata.com/en/kazakhstan/tourism-statistics.
20. Всемирный банк. Всемирная туристская организация. Ежегодник статистики туризма. Сборник статистики туризма и файлов данных. – 2021. URL: https://data.worldbank.org/indicator
21. TripAdvisor и Accenture. Будущее путешествий. Отчет. 2021. URL: https://preview.shorthand.com/23Faqrgvpquovd4i
22. TripAdvisor. Обзор путешествий: 5 десятков путешественников, которые собираются посетить в 2021 году. 2021. URL: https://www.tripadvisor.com/InfoCenter-a_ctr.2021TravelTrends
Рецензия
Для цитирования:
Йолджу С.А., Сохатская Н.П., Смыкова М.Р. Комплексная оценка конкурентоспособности отеля. Вестник университета «Туран». 2025;(1):225-238. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-225-238
For citation:
Yolсu S.A., Sokhatskaya N.P., Smykova M.R. Comprehensive assessment of hotel competitiveness. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):225-238. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-225-238