Количественный анализ цифрового маркетинга и потребительского поведения казахстанцев в эпоху цифровизации
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-356-371
Аннотация
В условиях стремительной цифровизации и роста вовлеченности казахстанских потребителей в цифровую среду становится важным изучение влияния различных инструментов цифрового маркетинга на поведение клиентов. Взаимодействие брендов с клиентами через e-mail рассылки, социальные сети, программы лояльности, таргетированную рекламу и скидки требует детального анализа для повышения эффективности маркетинговых стратегий. Настоящая работа посвящена количественному анализу восприятия цифрового маркетинга и его влияния на лояльность, вовлеченность и повторные покупки. Целью исследования было изучение взаимосвязей между ключевыми аспектами цифрового маркетинга и потребительским поведением в Казахстане. Для достижения поставленной цели были использованы такие аналитические методы, как частотный анализ, оценка надежности шкал с помощью коэффициента Альфа Кронбаха, эксплораторный факторный анализ (EFA), корреляционный и регрессионный анализ. Данные для исследования собраны на основе опроса, включающего 54 вопроса, и охватывают аспекты e-mail маркетинга, социальных сетей, программ лояльности, скидок и таргетированной рекламы. Научная значимость исследования заключается в выявлении факторов, определяющих эффективность цифрового маркетинга, и их влияния на поведение потребителей. Практическая значимость заключается в предоставлении брендам рекомендаций по созданию персонализированных стратегий взаимодействия с клиентами, направленных на укрепление их лояльности и увеличение повторных покупок. Ценность исследования состоит в комплексном подходе к анализу, который включает выделение ключевых факторов, объясняющих 87,53% дисперсии данных, установление сильных взаимосвязей между переменными и идентификацию предикторов, влияющих на повторные покупки (R² = 0,886). Итоги работы могут быть применены для разработки эффективных маркетинговых решений, адаптированных к особенностям казахстанского рынка.
Об авторах
Е. Б. ОтынбайКазахстан
докторант
г. Алматы
М. Т. Давлетова
Россия
к.э.н., доцент ВАК, профессор-исследователь
г. Москва
В. В. Герасименко
Россия
д.э.н., профессор
г. Москва
Список литературы
1. Digital Marketing Institute. Digital marketing trends 2023. URL: https://digitalmarketinginstitute.com/blog/what-are-the-top-digital-marketing-trends-for-2023
2. Simon Kemp. Digital 2024: Kazakhstan // DataReportal. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-kazakhstan
3. Nielsen. How Marketers Can Advance Personalized Marketing Across the Digital Ecosystem. 2024. URL: https://www.nielsen.com/insights/2024/how-marketers-can-advance-personalizedmarketing-across-the-digital-advertising-ecosystem/
4. Sang-Uk Jung, Valeriia Shegai. The Impact of Digital Marketing Innovation on Firm Performance: Mediation by Marketing Capability and Moderation by Firm Size // Sustainability. 2023. No. 15(7). P. 5711. URL: https://doi.org/10.3390/su15075711
5. Tungushbayeva Z. Impact of Digital Marketing on Consumer Behavior: Descriptive Study Based on Kazakhstan Customers // International Journal of Innovative Science and Research Technology. 2021. Vol. 6. Issue 8. URL: https://bit.ly/3zimGkE
6. Bureau of National Statistics. E-commerce trends and market analysis in Kazakhstan. Bureau of National Statistics of Kazakhstan. 2023. URL: https://stat.gov.kz/en/industries/economy/localmarket/publications/159348/
7. PwC. Creating loyalty in volatile times. PwC Customer Loyalty Survey. 2022. URL: https://www.pwc.com/us/en/services/consulting/business-transformation/library/customer-loyalty-survey.html
8. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0: разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете. – М.: Бомбора, 2019. – 224 с.
9. IBM SPSS Statistics. «Зерттеудің негізгі бөліміне енгізілмеген егжей-тегжейлі факторлық талдау нәтижелері және қосымшалары». URL: https://drive.google.com/drive/folders/1dB8tg6Fh9VsaIryBugO3QvR44_R5LuBw?usp=sharing
10. Sharabati A.-A.A., Ali A.A.A., Allahham M.I., Hussein A.A., Alheet A.F., Mohammad A.S. The impact of digital marketing on the performance of SMEs: An analytical study in light of modern digital transformations // Sustainability. 2024. URL: https://doi.org/10.3390/su16198667
11. Athaide G.A., Jeon J., Raj S.P., Sivakumar K., Xiong G. Marketing innovations and digital technologies: A systematic review, proposed framework, and future research agenda // Journal of Product Innovation Management. 2024. URL: https://doi.org/10.1111/jpim.12741
12. James F., Durham H. 50 Shades of Digital Marketing (1st ed.). Fresh Content & Bookboon. com. 2013. URL: https://www.7boats.com/academy/wp-content/uploads/2016/10/50-shades-ofdigital-marketing.pdf
13. Fu C.-J., Silalahi A.D.K., Yang L.-W., Eunike I.J. Advancing SME performance: A novel application of the technological-organizational-environment framework in social media marketing adoption // Cogent Business & Management, 2024. URL: https://doi.org/10.1080/23311975.2024.2360509
14. Давыдова В.В., Фёдорова М.В. и др. Digital-маркетинг: главная книга интернет-маркетолога. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 482 с.
15. Вайла П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: изменение бизнес-модели для организации нового поколения / пер. с англ. И. Окунькова. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 260 с.
Рецензия
Для цитирования:
Отынбай Е.Б., Давлетова М.Т., Герасименко В.В. Количественный анализ цифрового маркетинга и потребительского поведения казахстанцев в эпоху цифровизации. Вестник университета «Туран». 2025;(1):356-371. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-356-371
For citation:
Otynbay Ye.B., Davletova M.T., Gerasimenko V.V. Quantitative analysis of digital marketing and consumer behavior of Kazakhstanis in the digitalization Era. Bulletin of "Turan" University. 2025;(1):356-371. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-1-356-371