Этичность маркетинговых коммуникаций на рынке кофеен города Алматы: влияние на восприятие потребителей
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-343-355
Аннотация
В данной статье всесторонне анализируется влияние этических аспектов маркетинговых коммуникаций на восприятие потребителями на рынке кофеен г. Алматы. Основная цель исследования – определить влияние этических принципов маркетинга на доверие и лояльность потребителей, а также показать их значимость в формировании репутации кофейни. В рамках исследования были сравнительно рассмотрены отзывы потребителей международных кофеен Starbucks и Costa Coffee, а также отечественной Urbo Coffee. Реакция и восприятие маркетинговых коммуникаций оценивались на основе отзывов с платформ Google Maps и 2ГИС. В статье подробно рассматриваются основные принципы маркетинговой этики – прозрачность, справедливость, честность, соблюдение прав потребителей, социальная ответственность, а также роль этичного маркетинга в укреплении доверия. Особое внимание уделено эмоциональной связи между кофейнями и клиентами, постоянной обратной связи и культуре обслуживания, а также ожиданиям относительно исполнения данных обещаний. Результаты показывают, что соблюдение этики в маркетинговых коммуникациях усиливает доверие, лояльность и укрепляет репутацию. Исследование подчеркивает необходимость пересмотра маркетинговых стратегий и внедрения этических норм. Анализ ключевых слов в отзывах, таких как «ложь», «обман», «не соответствует», «манипуляция», «несправедливая цена», «неуважение» и др., выявил негативные аспекты даже у глобальных брендов. В заключение приведены конкретные предложения по улучшению маркетинговой этики.
Об авторах
К. А. ДуйсеновКазахстан
докторант.
Алматы
Г. К. Ниеталина
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор.
Алматы
Ж. М. Дюсембекова
Казахстан
к.э.н., ассоциированный профессор.
Алматы
О. О. Гринева
Казахстан
к.э.н., доцент.
Алматы
Список литературы
1. Бекахметова А., Широкова Я. А. Этика и прозрачность в маркетинговых коммуникациях: вызовы и практические решения // SCIENCE TIME. – 2021. – № 1. – С. 59–67.
2. Бесембаева Д.М., Орынбаева А.Д., Бубешова М.С., Джабаркулова С.К., Шертаева К.Д., Утегенова Г.И., Блинова О.В. О концепции социально-этического маркетинга на фармацевтическом рынке // Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и тенденции развития современной фармацевтической отрасли». – 2024. – С. 47–50.
3. Ali S.M. S. et al. Consumer Trust In Digital Brands: The Role Of Transparency And Ethical Marketing // Advances in Consumer Research. – 2025. – Vol. 2. – pp. 106–114.
4. Kwan D., Cysneiros L.M., do Prado Leite J.C.S. Towards achieving trust through transparency and ethics // 2021 IEEE 29th International Requirements Engineering Conference (RE). – IEEE, 2021. – pp. 82–93.
5. Voronov A.A. et al. Role of social and ethical marketing in improving sustainable business development // Cooperation and Sustainable Development. – Cham: Springer International Publishing, 2021. – pp. 1249–1255.
6. Bachnik K., Nowacki R. How to build consumer trust: Socially responsible or controversial advertising // Sustainability. 2018. Vol. 10. No. 7. pp. 2173.
7. Laczniak G.R., Murphy P.E. The role of normative marketing ethics // Journal of Business Research. – 2019. Vol. 95. pp. 401–407.
8. Бельгибаева Ж.Ж., Турсынбаева А.А. Концепция социально-этического маркетинга казахстанского бизнеса // Қазақстан Республикасы. – 2016. – Т. 2224. – С. 127.
9. Neama N.H., Al-Sammarraie M. M. Evaluating the Impact of Deceptive Marketing and Advertising on Customer Loyalty // Journal of Ecohumanism. 2024. Vol. 3. No. 5. pp. 1139–1152.
10. Al-Heali A.N. The effect of marketing deception on consumer purchasing decisions: An analytical study of the opinions of a sample of Baghdad university students // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Vol. 13. No. 6. pp. 575–595.
11. Baumann F., Rasch A. Exposing false advertising // Canadian Journal of Economics / Revue canadienne d’économique. 2020. Vol. 53. No. 3. pp. 1211–1245.
12. Wu Y., Geylani T. Regulating deceptive advertising: False claims and skeptical consumers // Marketing Science. 2020. Vol. 39. No. 4. pp. 788–806.
13. ShengYi W., Pandey A. The Impact of Consumer Reviews on Consumer Purchasing Decisions // St. Theresa Journal of Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 9. No. 2. pp. 16–30.
14. 2GIS. URL: https://2gis.kz/ (өтініш берілген күн: 01.04.2025).
15. Google Maps. URL: https://www.google.com/maps (өтініш берілген күн: 01.04.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Дуйсенов К.А., Ниеталина Г.К., Дюсембекова Ж.М., Гринева О.О. Этичность маркетинговых коммуникаций на рынке кофеен города Алматы: влияние на восприятие потребителей. Вестник университета «Туран». 2025;(2):343-355. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-343-355
For citation:
Duisenov K.A., Niyetalina G.K., Dyussembekova Zh.M., Grineva O.O. Ethics of marketing communications in the coffee shop market of almaty: influence of consumer perception. Bulletin of "Turan" University. 2025;(2):343-355. (In Kazakh) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-343-355