Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Маркетинговое исследование сакральной мобильности: мотивационные и поведенческие аспекты

Аннотация

Сакральный туризм является значимым направлением в туристической индустрии, оказывающим влияние на социально-культурное и экономическое развитие регионов. Туркестанская область, обладающая богатым религиозным и историческим наследием, привлекает паломников и туристов со всего мира. Цель исследования – выявить ключевые мотивационные и поведенческие аспекты сакрального туризма в регионе, а также определить факторы, влияющие на уровень удовлетворенности туристов и их выбор туристических услуг. В исследовании применены структурное моделирование (SEM) и метод частичных наименьших квадратов (PLS), реализованные в программном обеспечении SmartPLS 4. Анализ проведен на основе данных, собранных среди туристов, посещающих сакральные места Туркестанской области. Основное внимание уделено таким переменным, как финансовые возможности туристов, уровень туристического сервиса и их влияние на мотивацию к совершению паломнических поездок. Результаты анализа показали, что уровень туристического сервиса и финансовые возможности путешественников оказывают значительное влияние на их мотивацию. Выявлено, что туристы с более высокими финансовыми возможностями предпочитают комфортные условия размещения и транспорт, что повышает их удовлетворенность и вероятность повторного посещения. Также доказано, что доступность информации и качество сервиса являются важными детерминантами туристического опыта. Новизна исследования заключается в комплексном анализе влияния финансовых возможностей и уровня туристического сервиса на мотивацию паломников. Вклад работы состоит в разработке практических рекомендаций для повышения конкурентоспособности сакрального туризма в Туркестанской области. Полученные результаты могут быть использованы для формирования эффективных маркетинговых стратегий, улучшения туристической инфраструктуры и повышения качества обслуживания в сфере сакрального туризма.

Об авторах

С. Т. Каргабаева
Университет «Туран»
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Алматы



А. В. Малдынова
Университет международного бизнеса им. К. Сагадиева
Казахстан

PhD, ассоциированный профессор

г. Алматы



У. Р. Маханбетова
Международный университет туризма и гостеприимства
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Туркестан

 



К. И. Ахметова
Международный университет туризма и гостеприимства
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Туркестан



Список литературы

1. Coleman S. Religious tourism // The Routledge Handbook of Transport Economics. Routledge, 2018. P. 201–214.

2. Wright J. The Pilgrimage to Santiago de Compostela, Spain // Focus on Geography. 2014, vol. 57, pp. 25–40. DOI: 10.1111/foge.12026

3. Morinis A. Sacred journeys: The anthropology of pilgrimage. Westport: Greenwood Publishing Group, 1992. P. 325.

4. Reader I. Pilgrimage in the marketplace. London: Routledge, 2022. P. 2282014.

5. Jansen Y. Pilgrimage and education // International Handbook of Interpretation in Educational Research. Springer, 2022. P.1413–1436.

6. Coleman S., Eade J. Reframing pilgrimage: Cultures in motion. London: Routledge, 2024. P. 329.

7. Lloyd T., O’Donnell D. The travel experiences of religious tourists visiting Northern Ireland // Tourism Geographies. 2009, vol. 11, no. 4., pp. 519–536.

8. Timothy D.J., Olsen D.H. Tourism, religion and spiritual journeys. London: Routledge, 2006. P. 129– 144.

9. Selby M., Morgan D. Seeking the spiritual: The religious and the secular in the religious tourism of Glastonbury // Tourism Management. 2022, vol. 33, no. 3, pp. 622–631.

10. Timothy D.J. Cultural heritage and tourism: An introduction. Bristol: Channel View Publications, 2011.P. 576.

11. Dann G.M. The language of tourism: A sociolinguistic perspective. Wallingford, UK: CAB International, 1996. P. 320.

12. Dallen T.J., Boyd D. Pilgrimage as tourism: Sacred space and cultural poetics in the Camino de Santiago // Tourism, Culture & Communication. 2007, vol. 7, no. 2, pp. 107–122.

13. Kingston V., Yang L. Financial resources and international tourism // Tourism Economics. 2024, vol. 10, no. 4, pp. 431–450.

14. Van den Berg P., et al. The role of comfort in tourism: A literature review // The Routledge Handbook of Transport Economics. Routledge, 2016. P. 189–200.

15. Pine B.J., Gilmore J.H. The experience economy: Work is theater & every business a stage. Harvard Business Press, 2022. P. 400.

16. Decker R., Wilg M. Philanthropy in tourism: Nature, extent, and complexity // Tourism Review International. 2019, vol. 9, no. 2, pp. 157–172.

17. Kozak M. Comparative analysis of tourist motivations by nationality and destinations // Tourism Management. 2019, vol. 23, no. 3, pp. 221–232.

18. Hall C.M. Tourism and regional development: New pathways. London: Routledge, 2021. P. 360.

19. Sigala M. Tourism and water: Interactions and impacts. Bristol: Channel View Publications, 2022. P. 260.

20. Teixeira R. Consumers’ attitudes and behavior towards online and offline travel agencies: A research framework and preliminary findings // Information and communication technologies in tourism. Springer. 2020, pp. 276–286.

21. Uysal M., Kim Y.G., Chen J.S. Festival visitor motivation from the organizers’ perspective: A case study of the South Korean Chondogyo Ritual Ceremony // Tourism Management. 2023, vol. 24, no. 5, pp. 581–594.

22. Zeithaml V., Parasuraman A., Berry L. SERVQUAL: A multiple-item scale for measuring consumer perceptions of service quality // Journal of Retailing. 2023, vol. 64, no. 1, pp. 12–40.

23. Likert R. A Technique for the Measurement of Attitudes // Archives of Psychology. 2022, vol. 22, no. 140, p. 55–70


Рецензия

Для цитирования:


Каргабаева С.Т., Малдынова А.В., Маханбетова У.Р., Ахметова К.И. Маркетинговое исследование сакральной мобильности: мотивационные и поведенческие аспекты. Вестник университета «Туран». 2025;(3):252-265.

For citation:


Kargabayeva S.T., Maldynova A.V., Makhanbetova U.R., Akhmetova K.I. Marketing research of sacred mobility: motivational and behavioral aspect. Bulletin of "Turan" University. 2025;(3):252-265.

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)