Корпоративная социальная ответственность и устойчивые бизнес-стратегии малого и среднего бизнеса
https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-432-447
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь корпоративной социальной ответственности (КСО) и устойчивых бизнес-стратегий в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ). Актуальность исследования определяется возрастающей ролью КСО как фактора, влияющего на конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и социальную легитимность предприятий. Цель исследования заключалась в выявлении влияния интеграции КСО на устойчивость стратегий развития компаний и обосновании КСО как стратегической основы долгосрочного роста. Методология работы носит теоретико-обзорный характер и основана на анализе научных публикаций, отчетов международных организаций, эмпирических исследований и нормативных документов. В исследовании применены системный, сравнительно-аналитический и контекстный подходы, а также элементы концептуального моделирования, позволившие выявить пересечения КСО и устойчивых бизнес-стратегий. Результаты анализа показали, что эволюция КСО от филантропии и спонсорства к стратегической интеграции принципов ESG и созданию совместной ценности изменила понимание ее роли в бизнесе. КСО способствует укреплению репутации компаний, снижению ESG-рисков и формированию доверия со стороны потребителей, инвесторов и общества. Для МСБ ключевыми барьерами остаются ограниченные ресурсы, слабая институциональная поддержка и краткосрочный горизонт планирования. Однако практика европейских и казахстанских МСБ подтверждает, что интеграция КСО усиливает устойчивость бизнес-моделей, открывая новые источники конкурентных преимуществ. Ценность проведенного исследования заключается в разработке интегративной модели, подтверждающей роль КСО как основы устойчивых стратегий. Практическая значимость работы выражается в возможности применения полученных результатов для совершенствования стратегического управления и формирования долгосрочных «win-win» решений для бизнеса и общества
Об авторах
К. С. СулейменКазахстан
докторант
г. Алматы
Г. Ж. Таяуова
Казахстан
PhD, ассоцированный профессор
г. Алматы
Ч. Бекташ
Турция
PhD, профессор
г. Токат
Список литературы
1. Третьяков О.В. Теоретико-методологические подходы к изучению социальной ответственности бизнес-структур // Горизонты экономики. – 2016. – № 5. – С. 92–100.
2. Соловей Т.Н. Социальная ответственность компаний: мотивация, тенденции и перспективы // Развитие территорий. – 2021. – № 3(25). – С. 28–37.
3. Беляева И.Ю., Пухова М.М. Совершенствование системы корпоративной социальной ответственности путем интеграции в систему корпоративного управления // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 1. – С. 79–83.
4. Батаева Б.С., Чеглакова Л.М., Мелитонян О.А. Социально ответственное поведение компаний малого и среднего бизнеса в России: кросс-культурные координаты Г. Хофстеде // Российский журнал менеджмента. – 2020. – Т. 18. – № 2. – С. 155–188.
5. Бадыкова И.Р. Корпоративная социальная ответственность как управленческая инновация. – М., 2021. – 210 с.
6. Stoian C., Gilman M. Corporate social responsibility that pays: а strategic approach to CSR for SMEs // Journal of Small Business Management. 2017. Vol. 55. No. 1. P. 5–31.
7. Visser W. The age of responsibility: CSR 2.0 and the new DNA of business. John Wiley & Sons, 2011. 320 p.
8. Elkington J., Rowlands I.H. Cannibals with forks: The triple bottom line of 21st century business // Alternatives Journal. 1999. Vol. 25. No. 4. P. 42–46.
9. Pojasek R.B. ISO 26000 guidance on Social Responsibility // Environmental Quality Management. 2011. Vol. 20. No. 3. P. 85–93.
10. Beattie A. The three pillars of corporate sustainability. Investopedia. 2015. URL: https://www.investopedia.com/terms/c/corporate-sustainability.asp (accessed: 10.03.2025)
11. Lindgreen A., Swaen V. Corporate social responsibility // International Journal of Management Reviews. 2010. Vol. 12. No. 1. P. 1–7.
12. Khurshid H., Snell R.S. Examining distinctions and relationships between creating shared value (CSV) and corporate social responsibility (CSR) in eight Asia-based firms // Asian Journal of Business Ethics. 2022. Vol. 11. No. 2. P. 327–357.
13. Becerra-Vicario R., Palacios-González M.M., et al. Sustainable development through corporate social responsibility, corporate philanthropy and creating shared value // Technium Social Sciences Journal. 2020. Vol. 10. P. 291–305.
14. Schaltegger S., Lüdeke-Freund F., Hansen E. G. Business cases for sustainability: The role of business model innovation for corporate sustainability // International Journal of Innovation and Sustainable Development. 2012. Vol. 6. No. 2. P. 95–119.
15. Schaltegger S., Wagner M. (ed.). Managing the business case for sustainability: the integration of social, environmental and economic performance. Routledge, 2017. 400 p.
16. Velte P. Meta-analyses on corporate social responsibility (CSR): a literature review // Management Review Quarterly. 2022. Vol. 72. No. 3. P. 627–675.
17. Влияние интеграционных процессов на развитие казахстанской экономики // articlekz.com. URL: https://articlekz.com/article/28060 (дата обращения: 10.03.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Сулеймен К.С., Таяуова Г.Ж., Бекташ Ч. Корпоративная социальная ответственность и устойчивые бизнес-стратегии малого и среднего бизнеса. Вестник университета «Туран». 2025;(3):432-447. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-432-447
For citation:
Suleimen K.S., Tayauova G.Zh., Bektas C. Corporate social responsibility and sustainable business strategies of small and medium businesses. Bulletin of "Turan" University. 2025;(3):432-447. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-3-432-447