Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск

Анализ подготовки инженерных кадров в Республике Казахстан

https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-3-260-270

Аннотация

Одной из ключевых задач индустриально-инновационного развития экономики Казахстана является усиление высокотехнологического производства с целью становления нашей страны в один ряд с ведущими экономиками мира. Денежное влияние и техническое перевооружение сами по себе не могут решить поставленную задачу поэтому техническим вузам необходимо сконцентрировать внимание на вопросах подготовки квалифицированных кадров. Так как за каждым производством, независимо от его степени автоматизации, стоит человек, любые, даже незначительные индустриальные изменения требуют новых компетенций и кадрового обеспечения. Сегодня именно инженерное образование формирует экономический потенциал страны, и с повышением его качества связаны надежды на быстрые изменения в экономике. В работе использовались методы систематизации информации анализируемых литературных источников, среди которых анализ, синтез, структурирование. Сбор первичной информации проводился путем социологических и кабинетных исследований, размещенных на сайтах Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан и Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан. В статье систематизированы концепции современного инженерного образования, которые дают целостное представление о развитии системы подготовки специалистов технических вузов страны. Анализ региональной подготовки инженерных кадров в Республике Казахстан позволяет оценить возможности и пути перехода предприятий к Четвертой промышленной революции. Выявление трендов развития основных отраслей экономики дает возможность разработать карты компетенций выпускника технического вуза. Воспроизводство инженерных специалистов новой формации необходимо для укрепления экономической безопасности нашей страны.

Об авторах

О. К. Денисова
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Усть-Каменогорск



Ж. Т. Конурбаева
Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева
Казахстан

к.э.н., ассоциированный профессор

г. Усть-Каменогорск



Список литературы

1. Первый Всемирный доклад ЮНЕСКО по инженерным наукам: нехватка инженеров – угроза развитию. Франция, 2010 // Портал UNESCO.ORG – URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189753e.pdf (дата обращения: 03.08.2022)

2. Crawley E.F., Malmqvist J., Östlund S. Rethinking Engineering Education. The CDIO Approach. 2014.

3. GibbsA., Kennedy D., VickersA. Learning Outcomes, Degree Profiles, Tuning Project and Competences. J. of the European Higher Education Area. 2012, no. 15(5), pp. 71–87.

4. Kirkpatrick D., Kirkpatrick J. Implementing the Four Levels: A Practical Guide for Effective Evaluation of Training Programs / D. Kirkpatrick, J. Kirkpatrick // San Francisco, CA: Berrett-Koehler. 2007. P. 143.

5. Rebrin O., Sholina I. Features of the modern educational environment for engineers, DAAAM International Scientific Book, Published by DAAAM International Vienna. Vienna. 2014.

6. Ruane M. Action learning in postgraduate executive management education: an account of practice / M. Ruane //Action Learning: Research and Practice. 2016. Vol. 13–3. Р. 272–280.

7. James J. Duderstadt. Engineering for a Changing World. A Roadmap to the Future of Engineering Practice, Research, and Education. The University of Michigan. 2014.

8. Tatum Ch.B. Developing and Evaluating Educational Programs / Ch. B. Tatum.: Cincinnati, OH: Southwestern College. 2017.

9. Benade L., Jacson. M. Transforming Education. Design&Governance in Global Contexts // eds. Singapore: Springer. 2018. DIO: https://doi.org/10.1007/978-981-10-5678-9 (дата обращения: 18.08.2022)

10. Tejedor G., Rosas-Casals M., Segalas J. Patterns and trends in engineering education in sustainability. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2019. Vol. 20-2, Р. 360–377. URL: https://doi.org/10.1108/IJSHE-07-2018-0131. (дата обращения: 19.08.2022)

11. Badkoobehi H. Emerging Trends in Technology and Engineering Education International // Journal of Advances in Science Engineering and Technology. 2018. Vol. 6. Issue–3. Р. 78–84.

12. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования // Экономический анализ: теория и практика. – 2018 – Т. 17. – С. 1252–1267.

13. Гладких Б.А. Система высшего образования в США: особенности организации и управления // Экономика образования. – 2015. – № 6. – С. 68–89.


Рецензия

Для цитирования:


Денисова О.К., Конурбаева Ж.Т. Анализ подготовки инженерных кадров в Республике Казахстан. Вестник университета «Туран». 2022;(3):260-270. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-3-260-270

For citation:


Denissova О.К., Konurbayeva Zh.Т. The analysis of engineering personnel training in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of "Turan" University. 2022;(3):260-270. (In Russ.) https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-3-260-270

Просмотров: 470


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)