ЭКОНОМИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 
Цель статьи – изучить вопросы обеспечения экономической безопасности, играющие важную роль в развитии любого государства, особенно в связи с происходящими изменениями, которые углубляют мировой экономический кризис. Автором рассматривается развитие мировой экономики в условиях распространяющейся пандемии. Обеспечение экономической безопасности страны с учетом адаптации мирового опыта позволило глубже увидеть особенности и определить ключевые вопросы, требующие улучшения для социально-экономического развития. Основные тенденции снижения уровня экономической безопасности в современных условиях распространения пандемии на основе изучения аналитических данных позволили определить экономическое положение отдельных зарубежных стран и провести сравнительный анализ предупреждающих действий в сложившейся ситуации в мировом сообществе. В статье приведены примеры зарубежных стран, их подходы и методы, а также рассмотрены используемые ими антикризисные меры, которые направлены на комплексное решение проблемы глобального кризиса. Это позволило снизить социальную напряженность внутри государств и улучшить социальную обстановку, связанную с появившимися рисками и угрозами сохранению стабильности экономического положения и обеспечению экономической безопасности.
Цель статьи – рассмотреть практические аспекты структурной трансформации экономики. За последние десятилетия абсолютно все национальные экономики претерпели структурные изменения независимо от их размера, экономического строя и всех прочих политических или экономических отличий. Трансформация структур была связана со многими факторами, среди которых институциональные изменения, изменения технологического характера, повсеместное внедрение результатов научно-технического прогресса, глобализационных и интеграционных процессов. Вместе с тем нужно отметить, что не все структурные сдвиги имели положительный эффект для всех стран, даже несмотря на то, что изменения носили практически одинаковую тенденцию роста доли сектора услуг, снижения доли сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Данная статья является попыткой систематизировать основные тенденции и последствия структурных трансформаций в мире. Авторами выдвинута гипотеза о том, что мировая экономика стремится к «сервисизации» и деиндустриализации, что имеет диалектическое значение для мировой экономики. Для оценки структурных изменений нами был проведен анализ данных Всемирного банка для исследования динамики изменений в отраслевой структуре стран мира в период с 1990 по 2019 гг. Очень большое влияние на эти процессы оказала глобализация, которая через свои механизмы сделала возможным стремительное изменение отраслевых пропорций не только в развитом мире, но и в развивающихся странах, сформировав при этом общемировую тенденцию «сервисизации» экономики. Авторами сделана попытка провести сравнительный анализ влияния каждого сектора экономики на ВВП с помощью регрессионной модели на основе панельных данных более чем 180 стран мира, представленных Всемирным банком.
Целью статьи является изучение специфики и планируемых сфер жизнедеятельности социально-экономического общества на региональном рынке труда. Поскольку он также охватывает рынок труда, который непосредственно участвует в производстве, важны понятия безработицы и безопасности труда. Потеря работы означает низкое качество жизни и нестабильную экономику для многих людей. Занятость определяет содержание важнейших аспектов общественного развития, общепризнанных с точки зрения удовлетворения потребностей людей на рынке труда. В статье подчеркивается, что основной политикой государства в регулировании рынка труда является проведение политики занятости всего населения, сохраняющей естественный уровень занятости, не допускающей возникновения циклической занятости, формирование «гибкого рынка», быстро адаптирующегося к внутренним и внешним изменениям, позволяющего сохранить стабильность и управление. Это по сравнению с традиционным рынком создает условия для гибкого управления работниками в условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменности. На таком гибком рынке каждый гражданин, ищущий работу, обязан найти рабочее место, отвечающее его запросам. Отмечается, что на рынке труда государственная политика идет в двух направлениях. Активное обучение и переобучение с целью создания новых рабочих мест, обеспечения занятости и избавления от безработицы. К этому можно отнести мероприятия, реализуемые в рамках программ в нашей стране. Пассивной является поддержка незанятых граждан путем предоставления социальных выплат. К основным методам, применяемым государством в обеспечении региональной занятости, относится стимулирование привлечения инвестиций в экономику в зависимости от специфики каждого региона, что является главным условием создания новых рабочих мест.
Целью статьи является исследование теоретических и методологических подходов влияния государственной программы жилищного строительства на определение доступности жилья для населения. Объекты строительства, в том числе объекты жилищного строительства, утрачивают свою рентабельность и не продаются после сдачи. Сформировавшийся спад спроса еще больше ухудшает ситуацию. В исследовании проведен анализ обеспеченности жильем в Республике Казахстан, а также произведены расчеты по определению доступности жилья в стране. Рассмотрены основные показатели по развитию отрасли жилищного строительства: объем рынка, внутреннее производство и потребление в Республике Казахстан. Вклад в развитие отрасли жилищного строительства приходится в основном на инвестиции в строительную отрасль. В Государственной программе также предусмотрено строительство арендного жилья в соответствии с типовыми проектами по строительству пяти- и девятиэтажных крупнопанельных каркасных домов с применением технологии индустриального домостроения. Одной из самых острых социальных проблем в Республике Казахстан остается доступность и обеспеченность населения жильем. Данный показатель зависит от таких факторов, как: высокое расслоение по доходам населения, темпы строительства жилья в разрезе страны на региональном уровне. Решение вопросов по обеспечению жильем населения в регионах Казахстана осуществлялось через реализацию Программы развития регионов – 2020 и государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жер».
Цель статьи – рассмотреть вопросы развития производственных процессов в машиностроительной отрасли Казахстана в условиях интеграции, которое позволяет повысить конкурентоспособность отрасли, сконцентрировать производственный, денежный и товарный капитал, внедрить инновации, производить продукты с высокой добавленной стоимостью и выходить на мировые рынки. Проанализированы особенности роста машиностроительной отрасли, определяющие энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень генерации инноваций, уровень экологической безопасности промышленного производства и экономическую безопасность страны. Выявлена и обоснована необходимость концентрации акцента на «усложнение» национальной экономики и диверсификацию отраслей промышленности, дающих максимальный мультипликативный эффект и качественный рост экономики. На основе проведенного исследования авторами предлагается активизация инновационного развития машиностроения как драйвера индустриализации экономики Казахстана. Выявлена и обоснована необходимость роста отечественного машиностроения, которое обеспечивает экономику страны средствами производства, содействует развитию всех обрабатывающих производств, топливно-энергетического, транспортно-логистического, добывающего секторов экономики и сельского хозяйства. На основе проведенного исследования авторами предлагается выделить мультипликативный эффект, отражающий степень влияния отдельной отрасли или сектора на рост экономики в целом посредством создания дополнительного спроса в других отраслях и секторах экономики и, следовательно, рабочих мест. Успешность развития машиностроения определена в предложенных направлениях повышения эффективности мер государственной поддержки и стимулирования отрасли.
В статье рассмотрены основные положения современных урбанистических концепций. Целью данной статьи является их систематизация и анализ, а также выявление универсальных для современного глобального общества моделей и стратегий развития, модернизации городов. Для проведения комплексного и глубокого анализа современных урбанистических концепций и их систематизации авторы исследуют само понятие урбанизации и основные принципы, концепции современного урбанизма. Изучены основные аспекты проявления глобальности урбанизации на современном этапе, философско-мировоззренческие, проблемные и пространственные (географические), а также даны основные положения градостроительства, разработанные в рамках концепции нового урбанизма. После анализа рассмотренных основных положений сделан вывод, что данная концепция направлена на создание комфортных экологически, эргономически и социально сбалансированных условий для проживания человека и сохранения природы. При изучении основных концепций урбанизации применялся комплекс следующих методов экономических исследований: монографический, программно-целевой, логический. В работе над исследованием также были использованы такие теоретические методы исследования, как сравнение, обобщение, научная абстракция, синтез.
В статье рассматриваются вопросы развития бренда города. Выявление факторов и компонентов, которые способствуют развитию бренда города, и было основной целью исследования. Модель бренда города Томаса Гэда была применена в качестве теоретической основы исследования. Эта модель описывает четыре измерения городского бренда: ментальное, духовное, социальное и функциональное. Автор статьи предпринял попытку описать и добавить еще одно измерение к вышеупомянутой модели – измерение «городской стиль» с его визуально-эстетическим аспектом. Обзор литературы был проведен с целью уточнить понятия «бренд» и «городской бренд». Также было проведено анкетирование среди жителей двух городов Казахстана, чтобы выявить влияние стиля города на узнаваемость города. Вышеописанное и есть теоретико-практический вклад данного исследования в область развития и формирования бренда города. Прикладное значение имеет предложение автора исследования разработать дизайн-коды для городов Республики Казахстан.
Первый Президент РК Н.А. Назарбаев в Послании народу «Стратегия Казахстан–2050: новый политический курс состоявшегося государства» большое внимание уделил проблемам социально-экономического развития регионов страны. При сложившейся экономической ситуации в Казахстане решение макроэкономических проблем обостряется неравнозначным социально-экономическим развитием регионов. Поскольку устойчивое развитие регионов является одной из приоритетных задач государственной политики, целью данной статьи является анализ уровня социально-экономического развития регионов Казахстана, в том числе Алматинской области. Эффективное реформирование социально-экономического состояния регионов оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие как государства, так и отдельных его регионов. Поэтому необходимо остановиться на особенностях социально-экономического состояния регионов. Основными проблемами, влияющими на социально-экономическое развитие регионов, являются качественное и конкурентное управление и регулирование регионов в условиях рыночной экономики, развитие по новым требованиям всех отраслей производства, управление и финансирование социальной сферы и т.д. Сейчас в нашей республике не только заложена рыночная экономика, но и формируются реальные символы социально-экономического развития, обладающие большими внутренними ресурсами на благо всех казахстанцев. Среди регионов нашей страны Алматинская область является крупным промышленным центром, а также многопрофессиональной аграрной производственной структурой. В связи с этим в статье рассмотрены концептуальные предложения по формированию регулирования социально-экономического развития Алматинской области.
Цель написания статьи – исследовать суть и деструктивные последствия политических и экономических кампаний, проводимых в третьей четверти XX века в Китае. Автором предпринимается попытка реконструировать картину политико-экономического и социального развития Китая в исследуемый период, обосновать специфику осуществления реформирования в Синьцзяне, проследить взаимосвязи экономических, политических и межэтнических отношений, складывающихся как в самом районе, так и между центральной властью и национальной автономией. Данное исследование направлено на выявление взаимосвязи между социально-экономическими преобразованиями в Китае и массовой миграцией населения, прежде всего национальных меньшинств, в Казахстан. Особое внимание уделяется изучению радикальных преобразований, проводимых в провинции Синьцзян, с 1955 г. в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), так как здесь общие негативные последствия усугублялись этно-политическим фактором, усиливающим выталкивающий эффект миграции коренного населения национального района. На основе изученной научной литературы, а также применения метода исторической детализации были выявлены несколько этапов модернизации Китая, которые носили неравномерный, крайне болезненный характер. Глубоко изучены особенности каждого этапа, упорядочены накопленные факты, установлены причинно-следственные связи политического и экономического развития Китая и массовой миграции из Китая в Казахстан в 1950–1970-е гг. Использование многофакторного комплексного подхода позволило понять характер многих явлений экономической жизни СУАР и их зависимость от политических событий, решения вопросов национально-государственного строительства, межнациональных отношений.
Данная статья посвящена стратегиям выхода на зарубежные рынки, в частности на примере изучения выхода американской компании «Вол-Март» – мирового лидера в сфере оптовой и розничной торговли – на рынок Таиланда. В условиях глобализации многие фирмы пытаются расширить свой бизнес за счет выхода на зарубежные рынки, что определяет актуальность исследования и приносит множество социально-экономических преимуществ. Однако вместе с тем этот процесс связан с серьезными рисками, что требует разработки определенных стратегий для успешной реализации бизнеса. В данном исследовании проведен анализ факторов внешней бизнес-среды, а также причинно-следственный анализ «Вол-Март» и его решения выйти на рынок Таиланда с учетом макроэкономических особенностей страны, растущего внутреннего спроса потребителей, растущей покупательной тенденции, а также положительных прогнозов роста продаж в розничном секторе в целом. Более того, рассмотрены способы выхода «Вол-Март» на тайский рынок, проведена оценка рисков и разработаны соответствующие стратегии риск-менеджмента. Для международных компаний важно провести углубленный анализ внешней социально-экономической среды и рисков, прежде чем выходить на другие рынки, поскольку такой подход может предоставить исчерпывающую информацию об особенностях принимающей страны, ее культуре, местном рынке и потребностях потребителей, конкурентных бизнес-стратегиях и др.
Цель статьи – представить методику оценки инвестиционной активности регионов. Экономическая политика региона на макроэкономическом уровне осуществляется государством через его органы управления, законодательную и исполнительную ветви власти. На этом высоком уровне решения по развитию национальной экономики и каждого региона принимаются с учетом национальных интересов. При этом необходимо рассматривать национальную экономику не только как единое целое, но и как систему. В этой системе, независимо от конкретной территории, определяют производственный и экономический потенциал всей страны, ее место в мировом экономическом пространстве, национальную и экономическую безопасность и стабильность национальной экономики. Это военно-промышленный комплекс, конкурентоспособные, масштабные научные и высокотехнологичные производства, важные культурные и социальные объекты. Регулирование развития этих объектов является основным направлением государственной региональной экономической политики на высшем уровне. Общегосударственный подход к регулированию региональной экономики также отвечает интересам обеспечения социальной справедливости в стране в целом. Это, в свою очередь, требует разработки специальных программ для повышения уровня жизни населения социально отсталых регионов по разным причинам или для обоснования решений правительств. Такие программы были разработаны в сельской местности Казахстана в прошлом, но некоторые не удовлетворены их реализацией.
Цель статьи – определить особенности инфляционного процесса в Казахстане в условиях спада экономики, обосновать социально-экономические последствия проявления инфляции на территории страны. В современных условиях для науки и практики важно по-новому определить содержание понятия «инфляция», дополнительно выявить причины ее возникновения. Диспропорции в экономическом и социальном развитии являются главной причиной инфляции, поскольку они способствуют повышению цен и снижению покупательной способности населения. В этой связи выделены конкретные причины инфляционного роста: несбалансированность государственных доходов и расходов; рост расходов, связанных с укреплением обороноспособности; изменение структуры рынка; рост открытости экономики. Диспропорции в экономике и социальной сфере углубляют неравенство между регионами. Это отразилось на уровне инфляции в Казахстане за последние 27 лет весьма негативно. Социально-экономические последствия инфляционных процессов весьма значительны. Они коснулись денежных средств государства; управления и принятия решений в экономике; повышения производительности труда, технологической модернизации; появления слабых регионов; дестабилизации внешнеэкономических связей. В целях правильного решения проблем, связанных с инфляцией, предложен алгоритм изучения данного вопроса. В рекомендациях особое внимание уделяется необходимости изучения проблемы денежно-кредитной политики в условиях спада экономики. Особый акцент делается на правильное построение антиинфляционной политики с учетом последствий пандемий.
В статье поднимается проблема правильной оценки величины государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса (АПК), которая выступает неотъемлемым условием эффективного функционирования и динамичного развития отрасли. Актуальность данной оценки возрастает всякий раз, когда перед субъектами АПК возникают риски, характерные как для сельскохозяйственного производства, так и вызываемые неблагоприятными природными условиями. Цель статьи заключается в проведении сравнительного анализа величин государственной поддержки АПК Казахстана, полученных с использованием разных методик оценки. В работе приведены результаты анализа показателей международных методик оценки государственной поддержки, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в области реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), Всемирной торговой организацией (ВТО). Второй, но не менее значимой целью статьи является обоснование достаточности величины бюджетной поддержки для достижения целей устойчивого развития АПК. Для этого проведена оценка величины бюджетных средств, выделяемых государством на поддержку сельского хозяйства. Данная величина сопоставлена с вкладом сельского хозяйства в ВВП Казахстана. Рассмотрена также структура государственной финансовой поддержки. Результаты оценки показали, что имеется резерв для увеличения объема государственной финансовой поддержки аграрного сектора. Таким образом, методология настоящего исследования основывается на проведении сравнительного, статистического и системного анализа международных методик оценки государственной финансовой поддержки.
В статье рассматриваются факторы, влияющие на доступ предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) к внешнему финансированию в Казахстане. Данные для анализа были получены из результатов анкетирования, которое было проведено среди предприятий Казахстана в 2019 г. в рамках исследования «Характеристика деловой и предпринимательской среды» Всемирным банком (Business Environment and Enterprise Performance Surveys (BEEPS). Результаты анализа показали, что такие факторы, как выручка, наличие залогового обеспечения, полученные ранее кредиты, положительно влияют на решение о предоставлении кредита финансовыми институтами. Однако результаты анализа не показали статистически значимого эффекта, оказываемого размером и возрастом предприятия на доступ к кредитованию, который был доказан рядом исследований в других странах. Результаты анализа также показали, что доступ к внешнему финансированию значительно ограничен для предприятий, внедряющих инновационные продукты или услуги, что объясняется рискованностью данных предприятий с точки зрения кредиторов. Интересно отметить, что анализ показал статистически значимую положительную связь между доступом к кредиту и женщиной-руководителем, что доказывает отсутствие дискриминации по гендерным признакам при принятии решения о выдаче займа в Казахстане. Полученные результаты могут быть использованы для разработки более эффективных условий кредитования предприятий МСБ, а также для усовершенствования скоринговых моделей для МСБ, где основными критериями могут стать история и потенциал компании, а не текущее финансовое положение и наличие залогового обеспечения.
Цель статьи – рассмотреть вопрос о мониторинге инновационного потенциала предприятий. В современных условиях инновационная деятельность обеспечивает конкурентные преимущества любым предприятиям, но наиболее значимых успехов достигают предприятия, целенаправленно занимающиеся разработкой, внедрением, сопровождением и использованием инноваций. Различные изменения влияют на инновационную деятельность предприятий, в связи с чем необходимо проводить постоянный мониторинг и анализ инновационного потенциала предприятий. В результате проведенной работы авторами установлено, что мониторинг является многоцелевой информационной системой, поэтому при его реализации нужно учитывать все особенности его проведения, формировать задачи, а также разработать механизм его осуществления. Процедура мониторинга формирования, развития и рационального использования инновационного потенциала предприятия должна проводиться в определенной последовательности, с фиксацией на каждом этапе совокупности показателей (индикаторов), анализом причин и возникающих несоответствий, а также с документированием результатов. Отметим, что при выполнении процедур мониторинга нужно использовать новейшие технологии обработки массивов данных, которые будут способствовать выработке обоснованных управленческих решений. Данный подход к мониторингу будет обеспечивать эффективность управленческих решений по формированию, развитию и рациональному использованию инновационного потенциала предприятий. Итак, инновационная деятельность предприятий должна осуществляться с использованием современных методов и инструментов мониторинга состояния инновационного потенциала для разработки обоснованных управленческих решений.
Цель статьи – рассмотрение вопроса о цифровой трансформации на уровне ретроспективы и развития информационно-коммуникационных технологий в Казахстане. Проведен анализ формирования и развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан, происходивших в течение нескольких десятилетий. Выделены основные этапы развития информационно-коммуникационных технологий, а также представлены особенности каждого этапа. Вместе с тем проведен анализ нормативных правовых актов, направленных на обеспечение цифровизации. Наряду с этим в работе рассмотрено понятие «цифровизация» как ключевой термин в процессе цифровой трансформации общества. В частности, выделены основные характеристики процесса цифровизации и представлено авторское определение данного понятия. В статье особое внимание уделяется системе оказания государственных услуг как неотъемлемой части государственного управления. В процессе цифровой трансформации электронные государственные услуги играют особую роль как основной показатель качества жизни и удовлетворенности населения. В работе государственные услуги рассматриваются в качестве ключевого элемента системы государственного управления. Электронные государственные услуги выделены как одно из основных направлений государственной политики, что прослеживается через ключевые программные документы.
В статье рассматриваются социально-экономические преобразования, берущие начало после обретения независимости Казахстана и побудившие реформирование существующей финансовой системы. Формирование собственной и эффективной бюджетной системы стало основной задачей на пути развития страны в условиях рыночной экономики. При этом роль бюджетной системы в условиях рынка как одного из главных инструментов в ограниченных условиях влияния на экономические процессы значительно возросла. Основной задачей стало формирование трехуровневой бюджетной системы: республиканского, местного областного и местного городского (районного) бюджетов. Принятые в этой связи Бюджетный кодекс РК и Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» ознаменовали начало казахстанской модели формирования собственных бюджетов местными исполнительными органами. Однако законодательство в сфере бюджетной системы не перестает меняться. Модернизация в системе государственного управления, промышленная и технологическая конкуренция, экономическая интеграция государств с общими границами и интересами, а также многие внутренние проблемы требуют от местных властей перемен и соответствия нынешним реалиям. Цель исследования – выработать предложения по повышению эффективности управления местными бюджетами.
Цель статьи – рассмотреть роль аграрной отрасли в социально-экономическом развитии страны, в обеспечении ее экспортоориентированности и конкурентоспособности в условиях необходимости соответствия требованиям Целей устойчивого развития ООН. Следовательно, сельское хозяйство является неотъемлемой и важной отраслью экономики страны и основным долгосрочным приоритетом государственной экономической политики, так как агропромышленный комплекс обеспечивает одну из важнейших ее составляющих – продовольственную безопасность страны. Обеспечение потребности страны в продовольствии, а также обеспечение производства продуктов питания сельскохозяйственным сырьем являются важнейшими задачами государственной политики. Кроме обеспечения внутреннего рынка страны аграрная отрасль должна ориентироваться на обеспечение своей конкурентоспособности и возможности выхода на мировые рынки с целью экспортирования собственной продукции. Одной из важнейших функций государственного управления является осуществление контрольной и надзорной функции государства за всеми видами деятельности субъектов экономики, целью которой является защита прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц. В условиях экономической нестабильности особую значимость приобретают поиски оптимального пути устойчивого развития аграрного рынка Республики Казахстан, способного обеспечить продовольственную и экономическую безопасность государства, сохранить и усилить национальную независимость страны. Однако для этого необходимо дать оценку развитию аграрного рынка за годы независимости и выявить наиболее актуальные проблемы и факторы, препятствующие его устойчивому развитию. В этой связи требуются новые механизмы государственного регулирования отрасли, обеспечивающие переход агропромышленного комплекса страны на новый инновационный уровень развития.
Целью данного исследования является оценка влияния факторов внутренней и внешней среды функционирования сельскохозяйственного предприятия на эффективность его развития по наиболее значимому показателю – прибыли от реализации. Особо подчеркивается фундаментальное значение для получения прибыли выбираемых организацией бизнес-стратегий. Авторы статьи считают, что стратегический анализ развития предприятия, основанный на оценке влияния не только производственных показателей, но и с учетом оценки влияния факторов внешней среды – объема рынка, доли занимаемого предприятием рыночного сегмента, рыночных цен и структуры продаж – позволит существенно улучшить качество управления ресурсами предприятия. Полученные результаты такого факторного анализа прибыли от реализации дают возможность сформировать гибкую стратегию развития предприятия, позволяющую производить в случае необходимости ее корректировку, пересматривать допущения, положенные в основу достижения планового уровня прибыли, выявить неточности планирования и предопределить последствия изменения влияния факторов внешней и внутренней среды. В качестве основных методов исследования применялись традиционные базовые методы, используемые для предварительной обработки информации: систематизация, сравнение экономических показателей, исследование показателей в динамике, факторный анализ функциональных зависимостей. При этом с научной точки зрения наибольший интерес представляет система факторного анализа на стратегическом уровне. Он имеет междисциплинарный характер и применяется в практике маркетинга, стратегического управления, стратегического планирования. Это обстоятельство, в свою очередь, предопределило цель исследования. Научная новизна исследования состоит в выявлении перспективных направлений совершенствования и внедрения методики факторного анализа в систему стратегического управления развитием и позиционирования сельскохозяйственных формирований, позволяющей эффективно модернизировать экономику отраслей агропромышленного комплекса (АПК).
Цель статьи – рассмотреть особенности управления логистическими предприятиями. Потребность в логике, практических подходах и научном подходе совпала с началом перехода Казахстана к рыночным отношениям. Возможности и динамика логического подхода в отечественном бизнесе неотделимы от текущей социально-экономической и политической ситуации в Казахстане и прогноза экономических реформ. Внедрение практики управления логистикой в бизнес-практику позволяет многим фирмам сократить все запасы в производстве, поставках и продажах, ускорить оборотный капитал, снизить издержки производства, снизить издержки обращения и обеспечить полное удовлетворение потребителей товарами и услугами. Набор экономических эффектов при использовании логистики получается из суммы эффектов улучшения этих показателей. Это связано с появлением интегративных свойств логистических систем, то есть свойств, специфичных для всей системы, но не специфичных для ее элементов. Сегодня развитие логистики в Казахстане основывается на законах и принципах рынка, развитие логики и ее интеграция с системой управления предприятиями отражают уровень развития рыночной экономики. Отрасль должна следовать хорошо продуманной и долгосрочной стратегии роста, основанной на национальной диверсификации и поиске новых рынков. Они пользуются нашими услугами транспорта и связи. Эта стратегия позволит снизить стоимость транспорта, туризма, услуг, дорог и капитального строительства, а также отечественных товаров.
Последствия объявленной пандемии, к которой привела вспышка COVID–19, год спустя показали изменения почти во всех сферах, в особенности в здравоохранении, экономике, образовании, бизнесе и др. Цель исследования – рассмотреть влияние пандемии на развитие женского предпринимательства в Казахстане, с какими последствиями столкнулся женский бизнес, какие меры были предприняты и насколько они были эффективны, в том числе меры государственной поддержки предпринимательства в целом. Если в 2019 г. Была разница в финансировании проектов, возглавляемых женщинами и мужчинами (гендерный разрыв в финансировании 2019 г. составил почти 80%, а в 2020 г. – 96%,), то предварительно за 2020 г. ситуация показывает, что кризис в равной степени ощущают как мужчины, так и женщины-предприниматели. Учитывая, что пока есть некоторые оперативные данные за 2020 г., сложно сразу определить, какие из экономических мер были наиболее действенные, какие – менее эффективные, и связано это с тем, что период пандемии не закончился и их эффективность зависит от эпидемиологической ситуации в регионах республики. В основном меры оказываются неэффективными по причинам недостаточной осведомленности субъектов малого и среднего бизнеса, непопадания в ту категорию, на которую распрастраняются те или иные меры, либо оказываемые меры были недостаточно существенными в сравнении с потерями. В целом меры государственной поддержки, предпринимаемые странами, включают широкий спектр, но наиболее действенные финансовые меры.
Цель статьи заключается в выявлении факторов, влияющих на продолжительность жизни населения в условиях пандемии COVID–19. Сегодня без преувеличения можно сказать, что главной задачей, стоящей перед всем человечеством и каждой страной в отдельности, является улучшение здоровья и продление жизни людей. Здоровье прежде всего является основой нормальной жизнедеятельности человека. Это многомерный процесс, отражающий психическое, физическое и социально-экономическое благополучие людей, реализующих себя в обществе, то есть охватывающий социальную, демографическую и медицинскую сферы. Кроме того, здоровье человека – важнейшая проблема общества, трудового потенциала и человеческого капитала. В связи с этими вопросами в данной статье проводится корреляционный анализ факторов, влияющих на продолжительность жизни в Республике Казахстан в условиях пандемии COVID–19. Данный анализ показывает, что существует значительная и сильная корреляция между продолжительностью жизни, с одной стороны, уровнем цифровой грамотности населения и расходами на здравоохранение, с другой стороны. Положительно на продолжительность жизни населения повлияли такие факторы, как количество врачей всех специальностей и количество медперсонала. Такие факторы, как количество больничных коек и количество больничных организаций, показали отрицательную взаимосвязь. Поэтому улучшение здоровья людей, увеличение продолжительсти их жизни в современных условиях требуют существенного совершенствования системы здравоохранения, внедрения цифровых технологий, медицинских информационных систем, а также повышения цифровой грамотности населения.
Целью исследования является изучение циркулярной экономики как альтернативы текущей модели линейной экономики, в которой материалы и продукты используются в течение короткого времени, а затем выбрасываются, вызывая негативное социальное и экологическое воздействие. Циркулярная экономика – это модель производства и потребления, которая направлена на более длительное использование материалов в экономике и сокращение образования отходов, что, в свою очередь, уменьшает ущерб для общества и окружающей среды. Статья посвящена экологическим проблемам и путям их решения через внедрение циркулярной экономики. Проанализированы основные характеристики устойчивого развития, зеленой экономики и циркулярной экономики, детально рассмотрены их задачи, схожесть и отличия. В статье приведены конкретные примеры внедрения циркулярной экономики международными компаниями разных отраслей. Современные компании реализуют принципы циркулярной экономики, используя инновационные стратегии и инструменты, которые также рассмотрены в статье. Переход к циркулярной модели экономики позволит снизить затраты на сырье, создать новые рынки и новые продукты, улучшить отношения с клиентами, повысить их лояльность, создать конкурентоспособную бизнес-модель, улучшить репутацию бренда. При подготовке статьи применялись методы анализа и синтеза, был обобщен теоретический и практический материал, а также использовались основные положения экономического и сравнительного анализа.
ТУРИЗМ: МИРОВОЙ ОПЫТ 
Цель статьи – исследование экономической эффективности инвестиций в индустрию туризма Республики Казахстан. В статье изучены механизмы привлечения инвестиций для эффективного развития индустрии туризма в Республике Казахстан и вопросы консолидации вложений в индустрию, определены перспективы развития путем анализа сложившейся ситуации. Изучены показатели эффективности инвестиционного процесса в индустрии туризма РК, рассмотрены последствия пандемии COVID–19. С учетом последних тенденций в экономике и обществе оценивались условия, необходимые для восстановления отрасли. Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие всех отраслей мировой экономики, в том числе индустрии туризма. Такого серьезного кризиса в индустрии туризма не наблюдалось со времен Второй мировой войны. Однако далеко не каждый кризис может привести только к негативным последствиям. Проведенный анализ показал неразвитость туристической инфраструктуры, неготовность туристического бизнеса вкладывать средства в его развитие, что требует более глобальных объемов инвестиций. В статье рассматриваются современные реалии и инновационные вызовы этого важного для всей туристской индустрии испытания: ускорение процессов цифровизации туристских сервисов, более активное внедрение современных технологий, а также актуализация экологического аспекта туризма, расширение географии туристских маршрутов по всей стране и др. Выводы и предложения, сделанные по результатам исследования, могут быть использованы при принятии инвестиционных решений, применяться в качестве учебно-методических материалов при изучении инвестиционных процессов в туризме.
Роль туризма как одного из ключевых секторов экономики большинства стран, обеспечивающего значительные доходы, рабочие места, продвижение имиджа и международне восприятие страны во внешнем мире, определяет важность оценки конкурентоспособности его услуг. Анализ вопросов конкурентоспособности туристских услуг особенно актуален в настоящее время, когда большинство туристских дестинаций оказались вовлечены в острую конкурентную борьбу. В связи с этим вопросы определения уровня конкурентоспособности туристских дестинаций требуют глубокого научного изучения и разработки системы показателей по определению конкурентоспособности туристских услуг. Правильная оценка конкурентоспособности в сфере туризма является важным аспектом для принятия обоснованных решений. Сложность определения способа измерения конкурентоспособности туристских дестинаций и обоснования его надежности обусловлена высокой чувствительностью структуры индустрии туризма к политическим, экономическим, социальным и экологическим изменениям, включая риски стихийных бедствий, что подтверждает и нынешняя ситуация с пандемией COVID–19. Цель данной статьи – анализ существующих методик определения конкурентоспособности туристских услуг и определение индикаторов, которые будут положены в основу авторской методики оценки конкурентоспособности туристских услуг. Теоретико-методологической базой исследования стали научные труды ученых, представляющие результаты фундаментальных и прикладных исследований в области изучения вопросов конкуренции и конкурентоспособности в сфере туризма. При проведении анализа были использованы общенаучные методы научной абстракции, анализа и синтеза, системного подхода.
Цель статьи – объективная классификация горных перевалов Северного Тянь-Шаня, сбор максимальной информации о них, что обеспечит максимальную безопасность участникам горных туристских походов. Системная работа по классификации перевалов горных районов СССР началась сразу после формирования туризма как вида спорта. И к 1990 г. было классифицировано более 4 тысяч перевалов. После распада СССР туристы начали интенсивно совершать спортивные походы по горным районам дальнего зарубежья. К 2001 г. (год выпуска нового «Перечня…») было классифицировано уже 5 тысяч перевалов. В 2020–2021 гг. начался новый этап обновления «Перечня высокогорных перевалов….». Автор еще с советских времен был ответственным за осуществление этой работы по перевалам Северного Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау. Поэтому именно по этим горным районам шла интенсивная работа силами НИИ туризма университета «Туран» (г. Алматы, Казахстан), которым автор руководит более 10 лет. Кроме дополнения перечня новыми перевалами, пройденными туристами за 20 лет (с 2001 по 2021 гг.), была поставлена задача включить в текст максимум информации о точных координатах перевальных точек, фамилиях первопроходцев и датах первопрохождения. Кроме того, был проведен большой объем работы по уточнению именно указанного раздела информации о перевалах. Рассмотрению этих вопросов посвящена данная статья. За указанный период автором вместе с коллегами перечень был дополнен 64 сегментами новой информации и шестью сегментами уточнений. Особое внимание уделено выбору надежных источников информации о координатах и первопроходцах.
ТРИБУНА МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ 
Цель статьи – рассмотреть основные подходы управления программами и проектами, которые применяются в Великобритании, Российской Федерации и Малайзии. Данный обзор был проведен с целью определения наилучшей практики для возможного внедрения в систему государственного управления Казахстана. Целью написания статьи явился краткий обзор подходов управления программами и проектами ряда развитых стран мира для определения наиболее оптимального из них в систему государственного управления Казахстана. Обзор был проведен с точки зрения организационного взаимодействия между структурными подразделениями при реализации программ и проектов, обеспечения прозрачности протекающих процессов, способов вовлечения заинтересованных сторон в проект. Также проведен краткий обзор стандартов управления проектной деятельностью в рассматриваемых странах. При написании статьи использовался общенаучный метод исследования, а именно сравнительно-сопоставительный метод рассматриваемых подходов управления проектами в ряде развитых экономик мира. Проанализирована законодательная база в части новой концепции развития государственного управления. В результате исследования автором был определен опыт Малайзии. Эффективный подход управления национальными реформами и проектами, разработанный институтом PEMANDU, наиболее полно отражает принципы, заложенные в новом видении государственного развития Республики Казахстан. Автором дана конкретная рекомендация в части внесения изменений в правовые акты.
В этом исследовании рассматриваются направления и тенденции финансовых технологий во всех странах. Цель исследования – выявить и охарактеризовать финансовые технологии, показать особенности их развития в современных условиях и пересмотреть зарубежный опыт regtech, insurtech и blockchain в практическом использовании. От блокчейна до облачного хостинга, распознавания лиц и искусственного интеллекта будущее финансов формируется прямо сейчас. Мировой финансовый кризис 2008 г. стал поворотным моментом, отделившим предыдущие фазы развития финансовых технологий (Fintech) и технологий регулирования (RegTech) от нынешней парадигмы. Сегодня финтех вступил в фазу быстрого роста, отмеченного быстрым увеличением числа стартапов и других новых участников, таких как фирмы в области ИТ и электронной коммерции, которые фрагментировали рынок финансовых услуг. Новая эра ставит новые задачи перед регулирующими органами и подчеркивает, почему эволюция Fintech требует параллельного развития RegTech. В частности, регулирующие органы должны разработать прочную новую структуру, которая будет стимулировать инновации и доверие рынка, опираясь на использование регуляторных «песочниц». Некоторые разработки RegTech сегодня указывают путь к еще одному сдвигу парадигмы, который будет отмечен переосмыслением природы финансового регулирования. Быстрое развитие финансовых технологий, блокчейна может изменить финансовый рынок в период пандемии. В настоящее время во многих странах широко используется способ оплаты через электронный кошелек, который постепенно вытеснил наличные в качестве способа оплаты. Сегодня финтех-компании обслуживают только электронные кошельки. Таким образом, использование блокчейна вынуждает финансовые регуляторы пересматривать существующие правила и оценивать их актуальность в глобальном масштабе. В статье представлены новые взгляды на процессы развития этих сложных явлений.
Цель статьи – рассмотреть методы государственного стимулирования инвестиций в развитие НИОКР и инноваций. На базе исследований экспертов из «Большой четверки» и отчетов международных организаций сделан обзор современных тенденций в применении методов и мер государственной поддержки инвестиций в НИОКР и инновации в различных странах, в том числе с аналогичной Казахстану структурой экономики. В основе современных инновационных трендов большое значение для экономического роста имеют развитие элементов Индустрии 4.0 и цифровая трансформация промышленных предприятий. В условиях пандемии происходят кризисные изменения в экономике, в поведении субъектов бизнеса и сознании людей, предусматривающие проактивную роль государства в обеспечении стабильности и формировании устойчивого тренда развития в постпандемический период. Кризисы, как правило, кроме разрушительных последствий создают необходимость и возможности для внедрения инноваций и перехода на качественно новый технологический уровень развития. Одним из основных факторов успешных инвестиционных решений предприятий на современном этапе является скорость применения новых цифровых технологий, которые оказываются более эффективными в сравнении с инвестициями в создание новых производственных мощностей. В условиях неопределенности рентабельности инвестиций автор предлагает использовать принятые в международной практике фискальные меры стимулирования инвестиций в НИОКР, в том числе для развития Индустрии 4.0 в базовых отраслях промышленности Казахстана. Рассмотренная структура инвестиционных стимулов может быть использована для увеличения масштабов инвестиций со стороны крупных частных и национальных корпораций сектора ГМК и НГС, что позитивно влияет на финансовые потоки предприятий и доходы государственного бюджета в среднесрочной перспективе. Выводы автора могут представлять интерес для государственных уполномоченных органов и руководителей компаний при финансировании проектов цифровизации промышленных предприятий.
Цель статьи – рассмотреть вопросы управления проектами в условиях цифровой трансформации Казахстана. Глобальный кризис подталкивает государство и промышленные компании избирательно подходить к приоритетам и поддерживать успешные проекты, уже показавшие реальные результаты. На основе исследований экспертов из Высшей школы экономики, ЮНЕСКО и Accenture отмечены важность построения системы управления цифровыми данными, глобальная актуальность исследований в области цифровизации, а также разрыв между промышленностью и наукой в переходе на передовые инновационные технологии. Казахстанские промышленные предприятия переживают переломный момент в области внедрения передовых инновационных технологий, в том числе в части использования результатов НИОКР. Внедрение инновационных проектов для предприятий аналогично НИОКР, поскольку: 1) требует проведения исследования применимости того или иного решения; 2) в большинстве случаев происходит впервые; 3) необходима доработка с учетом требований бизнеса, законодательства, охраны труда и пожарной безопасности, экологии и др. Для широкого масштабирования успешных проектов Автономным кластерным фондом создан новый инструмент – платформа SIMP. Платформа SIMP стала результатом 5-летнего успешного опыта работы с промышленными предприятиями. Сегодня деятельности Автономного кластерного фонда сфокусирована на развитии экосистемы Индустрии 4.0 через содействие промышленным предприятиям в их ускоренном переходе к Индустрии 4.0. Реализация комплекса мер по формированию экосистемы Индустрии 4.0 в РК на базе платформенного подхода позволит в среднесрочной перспективе развить новые точки роста национальной экономики, обеспечить встраивание казахстанских компаний в глобальные цепочки добавленной стоимости.
В статье проанализированы и рассмотрены основные тенденции развития рынка цифровых услуг за 2018–2021 гг. и приведены графики. Целью написания статьи является раскрытие актуальной на сегодняшний день проблемы антимонопольного регулирования и развития конкуренции на цифровых рынках, исследование динамики развития мирового состояния цифровой сферы. При проведении анализа современного состояния рынка цифровых услуг и развития антимонопольного регулирования как в Казахстане, так и в зарубежных странах применялись аналитические и экономико-статистические методы, а также методы сбора информации и абстрагирования для эффективного поиска, группировки, обработки и обобщения данных. Сейчас рынок цифровых услуг динамично развивается и наблюдается активный рост интернет-пользователей по всему миру. Также происходит постоянный рост онлайн-покупок, и пандемия коронавируса COVID–19 еще больше способствует этому росту. Для защиты прав и интересов потребителей, игроков цифровых рынков, «начинающих» и для обеспечения равных и добросовестных условий конкуренции появилась необходимость пересмотреть применяемые механизмы регулирования конкурентными органами многих стран. Происходит активное установление более жесткого регулирования цифровых платформ путем сосредоточения внимания на их специфических бизнес-моделях и регулирования их доступа к данным, чтобы новые участники могли на равных конкурировать с крупными современными конгломератами. Вносятся важные изменения в нормы о злоупотреблении доминирующим положением на цифровых рынках, связанные с поведением «посредников». То есть задача антимонопольных органов заключается в создании необходимых условий для развития и стимулирования конкуренции в данной отрасли.
Основным источником успешности клиентоориентированной организации является умение идентифицировать своих клиентов, выявлять их потребности и использовать полученные сведения для разработки стратегии, ориентированной на клиента. В этой связи наблюдаются повсеместные изменения отношений к построению менеджмента в организациях. Если раньше конкурентоспособность организации можно было оценить по финансовым показателям, то сейчас во главу угла ставится интеллектуальный потенциал организации. С активизацией роли пациента в системе здравоохранения важность участия пациентов стала привлекать все больше внимания и занимать центральное место в исследованиях по тематике здравоохранения. В этой связи в сегодняшних условиях фундаментом успешности в лечении и оказании профессиональной помощи в медицине в первую очередь является степень удовлетворенности пациентов. Пациентоориентированный сервис выступает как новая парадигма развития системы здравоохранения, которая характеризуется тем, что основной центр тяжести сдвигается на пациента. В этой связи в области здравоохранения отношения между пациентом и врачом в том виде, в каком они воспринимаются пациентом, являются одним из основных элементов методологии научных исследований. Целью настоящей статьи является обзор и анализ результатов исследования анкеты PDRQ–9, которая оценивает отношения между пациентом и врачом. PDRQ–9 предоставляет исследователям краткую оценку терапевтических аспектов взаимоотношений между пациентом и врачом в условиях оказания первичной медицинской помощи. Это ценный инструмент для научных и практических целей, включающий в себя мониторинг отношений между пациентом и врачом.
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ 
В статье рассматривается возможность развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования и обосновывается его необходимость для качественной подготовки и дальнейшего трудоустройства специалистов в соответствии с запросами современного рынка труда. Целью исследования является определение новых тенденций в подготовке конкурентоспособных выпускников технического и профессионального образования (ТиПО), высших учебных заведений (вуз) в условиях современной экономики с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Методология исследования включает общенаучные и теоретические методы исследования. В качестве статистического инструмента используются методы табличного представления данных. Оригинальность исследования заключается в необходимости разработки новой модели подготовки молодых специалистов, предполагающей осуществление образовательной, научно-исследовательской, инновационно-предпринимательской, духовно-нравственной деятельности, отвечающей современным тенденциям. Авторами проведен анализ уровня и качества подготовки национальных кадров с точки зрения обеспечения будущих потребностей рынка труда Республики Казахстан и выделены преимущества механизмов ГЧП в повышении их квалификации, трудоустройстве, переобучении. Статья подготовлена в рамках грантового проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан АП08957434 «Разработка системы оценки и сертификации профессиональных компетенций экспертов ГЧП в Казахстане в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями».
Цель статьи – оценка результатов проекта GUESSS в контексте построения карьерных планов студентов. Проект GUESSS исследует предпринимательский дух студентов в глобальном масштабе и охватывает 54 страны мира. Материалы проекта используются для выполнения научных работ и публикаций в ведущих изданиях мира. Предпринимательство стало важной частью процесса обучения. Очень большое значение на современном этапе имеет развитие предпринимательских навыков у студенчества. Страны ОЭСР принимают во внимание и развивают свои программы молодежного предпринимательства на основе проектов, подобных GUESSS. Современные тенденции на рынке труда разрушают утопические модели «хорошо оплачиваемых» рабочих мест в условиях глобальной конкуренции. Цифровизация, экономика умных городов, устойчивого развития и совместного потребления, новые тенденции в области здравоохранения, ретейла, массовых коммуникаций и туризма создают новые возможности для развития частного предпринимательства. В исследовании карьерных предпочтений студентов разных стран можно рассмотреть общие тенденции, характерные для современной молодежи. В статье оценены карьерные предпочтения пяти разных стран, сильно отличающихся по уровню ВВП, демографическим и социально-культурным характеристикам. Проведена оценка изменения карьерных предпочтений студентов сразу после окончания университета и через пять лет после получения карьерного опыта.
Целью данного исследования является раскрытие основных проблем в сфере образования и выявление возможностей цифровизации. Период экономического развития в современном мире называется цифровой экономикой. В основном цифровизация затрагивает все сферы жизни человека. В данной статье исследуется направленность современной сферы образования на процесс цифровизации. Актуальность исследования определяется особой значимостью знаний в жизни современного общества, ориентированных на основы и ценности постиндустриального периода. На успех системы образования большое влияние оказывает уровень человеческого потенциала, готовность людей к решению природных и социальных проблем. В совершенствовании государственного образования ежегодно важную роль играют инновационные технологические процессы, внедрение которых способствует модернизации и развитию образования, а также повышает качество подготовки будущих специалистов и сближает образование с наукой. При этом такие технологические процессы призваны пересмотреть имеющиеся подходы к образовательной деятельности, а также проанализировать их влияние на общество и отдельные общественные группы. В связи с этим изучение задач цифровизации образования и его общественных результатов является очень важным направлением академических исследований.
Цель статьи – рассмотреть вопрос о трансформации высшего образования в условиях информатизации и цифровизации. Актуальность исследования обусловлена активным проникновением цифровых технологий во все сферы жизни современного общества. Деловые круги и правительства стран мира, включая Казахстан, осознали необходимость ускорения процессов цифровизации и цифровой трансформации экономики с целью достижения конкурентных позиций в формирующемся цифровом пространстве новой мировой экономики. Цифровая трансформация процессов и технологий в экономике, обществе и, конечно же, в образовании – факт, который произошел. Новая реальность неумолимо покоряет целые сферы жизни, делает приватность призраком прошлого, полностью разрушает статусы, границы и расстояния между людьми, «сжимает» время, делает доступной практически любую информацию для обучения, работы, отдыха. Цифровизация создает условия для доступа к образованию, оптимизации администрирования и управления, а также для улучшения образовательного контента. Более того, цифровизация все больше становится движущим фактором социально-экономического развития страны. Необходимые компетенции часто приобретаются вне стен учебных заведений, поскольку образовательные программы часто не поспевают за динамикой технологий. Преподаватель превращается из носителя переведенных знаний и навыков в навигатора, который помогает ориентироваться в определенных базах знаний. Все это требует аналитического подхода к изучению подобного процесса, проведению научно-методического исследования реализации обозначенных изменений. В данном исследовании затронуты актуальные проблемы в связи с постоянным реформированием казахстанской системы высшего образования.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ 
ISSN 2959-1236 (Online)