Preview

Вестник университета «Туран»

Расширенный поиск
№ 4 (2018)

1 ЭКОНОМИКА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 

9-13 325
Аннотация
Статья посвящена изучению состояния интеграционных отношений Казахстана со странами ЕАЭС. Эти государства на современном этапе выдвигают в качестве интеграционного приоритета модернизацию эко­номик на основе развития научно-технического, инновационно-промышленного и транзитного потенциала, интенсификации сотрудничества. На основе анализа нормативных документов, статистического материала, государственных программ развития Казахстана и стратегических направлений экономического развития ЕАЭС до 2030 года сформулированы основные предпосылки и направления сотрудничества Республики Казахстан со странами Евразийского экономического союза. Развитие приоритетных для Казахстана отрас­лей позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики и даст возможность развитию евразийских интеграционных инициатив. Системно определены направления развития Евразийского эконо­мического союза, проведен анализ динамики развития ЕАЭС, анализ структуры валового внутреннего про­дукта государств-членов ЕАЭС по видам экономической деятельности. Рассмотрены меры по обеспечению роста деловой активности в соответствии с Договором о Союзе государств-членов: таможенное регулиро­вание, техническое регулирование, сокращение административной нагрузки, повышение эффективности мер экономической политики, формирование институциональных структур финансовой, консультационной, ин­фор­мационной поддержки.
14-19 597
Аннотация
Развитие предпринимательской деятельности является основополагающим условием функционирования современной экономики. Проблема оценки эффективности управления предпринимательскими структурами все чаще находится в зоне внимания. Данное обстоятельство вызвано как развитием рыночных отношений, формированием инфраструктуры и соответствующих институтов поддержки, так и «пробуксовкой» старой классической модели управления в условиях появления очертаний новой цифровой экономики. Вопросы оценки эффективности возникают довольно часто в связи с разработкой стратегии и тактики управления организацией, привлечения инвестиций, использования потенциальных факторов роста. В условиях цифровой экономики эффективность производства связана с производством цифровых товаров и услуг, базирующихся на использовании информационно-коммуникационных технологий. Эффективность в экономической науке представляет собой результативность экономической системы, выражающейся в отношении результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Показатель эффективности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики напрямую зависит от уровня технологического развития. Интернет позволяет даже небольшим компаниям реализовать продукцию и услуги по всему миру, имея незначительные первоначальные вложения. Информационные технологии способствуют снижению издержек и повышению производительности во всех отраслях экономики. Для выживания в новых условиях компании должны повышать собственную компетентность в сфере использования цифровых технологий, государство - создавать условия для их практического использования.
20-26 567
Аннотация
В статье рассматриваются роль и значение процесса урбанизации в формировании мировых агломерационных объединений. Подчеркивается необходимость учета при формировании агломераций в Казахстане специфических условий его социально-экономического развития. Анализируется обоснованность основных направлений позиционирования города Алматы. С использованием статистических показателей подчеркивается роль города как одного из факторов, способствующих социально-экономическому развитию страны, рациональному пространственному расселению и снижению территориальной неоднородности развития ее регионов. Приводятся положительные и негативные тенденции, сопровождающие процессы агломерирования. Главное - создаются условия для повышения уровня и качества жизни населения этого агломерационного объединения в результате появления новых и доступности существующих для мелких поселений инфраструктурных объектов, новых транспортных комплексов, логистических центров, информационных узлов и т.д. Это снизит динамику миграционных процессов, в результате которых происходит отток высоко­образованного капитала и квалифицированных кадров из слаборазвитых регионов. Это означает, что для привлечения зарубежных туристов необходимо формирование соответствующей стратегии развития отрасли, улучшение материально-технической, информационно-рекламной базы, качества оказываемых услуг и многое другое. Однако каждая из этих агломераций будет позиционироваться в соответствии с их региональной специализацией, ролью в развитии страны, уровнем квалификации имеющихся трудовых ресурсов и другими важными показателями. Учитывая многофункциональный и многоотраслевой характер агломерационных объединений, важно при их формировании правильно определять наиболее приоритетные направления дальнейшего развития этих агломераций.
27-31 232
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия и концепции «Smart city», существующих подходов к ее внедрению в практику. Акцентировано внимание на необходимости повышения роли городского сообщества в управлении развитием. Сегодня города являются одним из основных факторов экономического развития и занимают центральное место в производстве, определяют потребление сетей, социально-экономические отношения и в настоящее время - значительную долю ВВП во многих странах. В статье концепция Smart city рассматривается как информационный и коммуникационный инструмент для решения проблем развития городов. Города играют важную роль в национальном, региональном и глобальном развитии. От них зависит качество жизни. Поэтому основами современными требованиями являются доступ города к инфраструктуре, высокая мобильность, безопасность городов, охрана окружающей среды и доступ к развитию городского управления. В статье рассматриваются вопросы моделей, инструментов в предметной области умных городов. Знакомство с этими вопросами позволяет оценить и понять истоки и состояние стандартизации в данной области, которая охватывает разные аспекты проектирования, организации и функционирования умного города. В статье представлены стандарты, относящиеся к информационно-коммуникационным технологиям умного города, проведен SWOT-анализ города Алматы с целью выявления ключевых направлений дальнейшего развития.
32-35 276
Аннотация
В статье рассмотрены критерии выбора инновационных стратегий модернизации и развития казахстанской промышленности в условиях догоняющей экономики. Проблема инновационного развития Республики Казахстан заключается в необходимости обеспечения ускорения темпов и усиления взаимосвязей и координации инновационных процессов, происходящих в сфере функциональных и прикладных научных исследований, области наукоемких технологий, разработке качественно новых видов продукции, эффективных способов ее рыночной реализации и послепродажного обслуживания. Решение данной проблемы в Казахстане заключается в создании и развитии национальной инновационной системы, включающей такие составляющие, как исследовательская среда, способная сотрудничать с предпринимательской средой, конкурентная предпринимательская среда, адаптирующая новые знания и нововведения, механизм взаимодействия исследовательской среды и предпринимательских структур, осуществляющий трансфер знаний, их трансформацию в конкурентные технологии и ориентирующий научно-технические исследования на удовлетворение инновационных потребностей производства и потребления. Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Реализация предложенной концепции позволит промышленным предприятиям создать необходимые предпосылки для осуществления перехода от эволюционного пути экономического развития в рамках первых двух стратегий к революционному, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей не только в Казахстане, но и за его пределами.
36-40 414
Аннотация
В статье уделено внимание некоторым финансово-экономическим показателям деятельности малого предпринимательства и направлениям государственной поддержки этого сектора экономики в Казахстане. Даны предложения по его дальнейшему развитию в связи с вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию, в числе которых - совершенствование таможенной тарифной политики и разрешительных процедур, развитие структуры поддержки и сопровождения предпринимательской деятельности в новых условиях, помощь во внедрении международных стандартов качества. Государственная поддержка реализуется через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Оператором является государственная структура - АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Другим государственным органом в сфере предпринимательства являются региональные управления предпринимательства и промышленности. Профессиональные участники рынка могут защитить свои интересы через Национальную палату предпринимателей, главная цель которой - формирование благоприятных условий для развития предпринимательства на основе эффективного партнерства бизнеса и власти. В связи с кризисом в мировой экономике предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость дальнейшего совершенствования стратегии его государственной поддержки.
41-46 303
Аннотация
Необходимость реализации программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в современных условиях актуализирует проблему повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Одним из комплексных механизмов развития, обеспечивающих рост конкурентоспособности территорий как целого, является формирование кластеров. Опыт развития европейских и азиатских стран подтверждает, что кластерный подход является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности экономики страны, стимулирует развитие региональной экономики. В статье проанализированы оценка и проблемы текущего состояния текстильной промышленности Республики Казахстан. Обобщен зарубежный и отечественный опыт кластерного подхода, на основе которого предлагается его использование в решении стратегических задач, направленных на повышение конкурентоспособности региона, инновационного развития его экономики. Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий и организаций, физических лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных со­ставляющих. Это приращение возможно в результате сотрудничества, сочетания кооперации и конкуренции участников кластера: производителей и поставщиков, инжиниринговых и консалтинговых фирм, кредитных организаций и страховых компаний, инфраструктуры, профессиональных и общественных организаций региона. Наиболее оптимальной моделью инновационных реформ на современном этапе развития экономики Казахстана представляется создание отраслевых кластеров в разных регионах Казахстана. Таким образом, кластерное развитие как инструмент повышения конкурентоспособности регионов, инновационного развития их экономики является новым подходом в региональном развитии страны, позволяет максимально использовать имеющийся потенциал.
47-50 373
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы маркетингового исследования в области вторичного применения отходов в производстве. Даются основные определения маркетинга, маркетингового исследования и экологического маркетинга, анализируется возможность использования маркетинговых инструментов в снижения экологической нагрузки на окружающую природную среду и получении экономической выгоды от уменьшения затрат на единицу продукции из вторичного сырья, полученного из отходов. При рассмотрении рынка образования ТБО как ресурса автор указывает на необходимость обладания информативной базой, касающейся объема образования отходов, исследования морфологической структуры накопленных отходов, проведения образовательной работы по разделению твердобытовых отходов среди населения, сбора статистических данных о предприятиях, осуществляющих разделение и переработку мусора в РК, ресурсной базы по переработке отходов, их ценообразующих показателей, логистики и, наконец, стимулирования рынка образования отходов среди населения. Отрасль переработки ТБО в стране находится на начальном этапе становления, и ее эффективность крайне мала. В стране не хватает мусороперерабатывающих предприятий, а действующие не загружены на полную мощность по причине несогласован­ности взаимодействия между местными властями, коммунальными службами и самими учреждениями. Статья может представлять интерес для операторов данной отрасли и государственных органов в качестве информационной базы, необходимой для разработки системы обращения с ТБО.
51-55 411
Аннотация
Ювелирная отрасль Турции в настоящее время является одной из развитых в мире. Турция по экспорту ювелирных изделий уступает Индии, Китаю и Италии. Хотя природные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней в Турции незначительны, тем не менее ювелирное ремесло в Анатолии начало развиваться еще с IV века н.э. В статье описана история развития ювелирного ремесла в Турецкой Республике,этапы становления и развития данной отрасли с начала столетия. Подробно рассмотрены модель развития ювелирного производства в современной Турции, организационные механизмы развития ювелирного производства, факторы воздействия на дизайн ювелирных изделий и их уникальность, механизмы по подготовке кадров для ювелирного производства, на оценка современного состояния ювелирного производства. Произведена оценка современного состояния ювелирного производства в Турции, проанализированы возможности и перспективы развития ювелирной отрасли в стране. Приведен статистический анализ объемов импорта и экспорта ювелирных изделий. За последние 10 лет в Турции значительно увеличился экспорт ювелирных изделий. С ростом объемов экспорта Турция поднялась в общемировом рейтинге индустриальных стран и стала одним из лидеров данной отрасли в мире. В Турции ежегодно могут производить 400 тонн ювелирных изделий из золота и 200 тонн ювелирных изделий из серебра, но, к сожалению, этот потенциал полностью не используется.
56-61 1981
Аннотация
В статье рассматривается рынок труда Казахстана за последние 10 лет, анализируются системные проблемы, влияющие как на рынок труда, так и на дальнейший экономический рост. В стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышаются экономическая активность и уровень занятости населения. Проблемы рынка труда, занятости и безработицы являются одними из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Анализ рынка труда позволил выявить сильные и слабые его стороны, а также необходимость планирования мер, способствующих решению выявленных проблем через содействие продуктивной занятости населения путем повышения потенциала трудовых ресурсов и вовлечения граждан в предпринимательство в соответствии с лучшими мировыми практиками. В экономическом плане это предполагает увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала. Для решения проблем на рынке труда необходимы активные меры по содействию занятости, которые осуще­ствляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование деятельности институтов рынка труда, включая информационное сопровождение, а также развитие предпринимательства.
62-68 544
Аннотация
В статье рассмотрена ключевая концепция социокультурной среды, где особое внимание уделено различиям культур и обществ, которые оказывают непосредственное влияние на способ управления международным бизнесом. С целью опережения конкурентов бизнес должен адаптировать и улучшать свои стратегии в соответствии с аспектами той или иной нации и этики. Интернациональная команда очень важна для достижения успеха в бизнесе, а также для понимания местных жителей, живущих в области, в которой бизнес будет работать. Работа с людьми из разных стран, имеющих разные культурные традиции и опыт, сталкивается со сложностями понимания культурного разнообразия. Поэтому компания должна заботиться об этических воп­росах и национальных аспектах, чтобы способствовать мирным отношениям в конкретной рабочей среде и избегать недопонимания во время взаимодействия с людьми. Данное исследование сосредоточено на национальных и этических аспектах с целью понять убеждения, поведение и конкретные проблемы людей из разных стран и проанализировать международные бизнес-операции. Международный бизнес должен специали­зироваться на культурных традициях, по которым люди живут в разных странах, и иметь разные аспекты для принятия решений. Социокультурный фактор является компонентом культуры, рассматриваемой как внешняя среда, которую трудно контролировать. Таким образом, данная работа посвящена изучению того, как международный бизнес может адаптироваться к различной социальной среде, при этом уважая другие культуры.
69-73 317
Аннотация
Ключевыми проблемами в кризисных ситуациях, с которыми сталкиваются лидеры сетей ресторанов, являются дефицит персонала, рост цен на продукцию и слабый франчайзинг в стране. Изучая актуальные проблемы ресторанного бизнеса, мы обнаружили, что в этой области ощущается большая нехватка. В ресторанной индустрии страны нет существенной рыночной практики и давних традиций. В то же время нет практической методологической основы для оказания помощи предприятиям. Еще одна ошибка инвесторов из других отраслей бизнеса - это мобильность традиционной кухни, которая давно известна и понятна. Но этого недостаточно. Необходимо создать компетентную маркетинговую политику, направленную на привлечение и удержание целевой аудитории, чтобы начать зарабатывать в ресторане. Поэтому необходимо информировать общественность об открытии предприятий и в дополнение к сохранению прежнего необходимо сохранить текущую заинтересованность в предприятиях путем привлечения новых потребителей. Многие из приведенных вопросов поддерживаются правительством, и если компании, работающие в ресторанах, будут иметь стратегические планы, эта отрасль станет источником больших выгод для нашей страны. Ресторанный бизнес способствует развитию туризма в Казахстане и имеет большой потенциал в ближайшие годы.
74-79 242
Аннотация
Подготовка интегрированной отчетности является новаторским способом представления целостной, детализированной и завершенной картины бизнеса в русле взаимосвязи финансовой и нефинансовой ин­формации, графических элементов и интерактивных форм. В отличие от существующей системы отчетности интегрированная отчетность представляет заинтересованным сторонам существенную информацию о стра­тегии предприятия, управлении и решении коммерческих, социальных и экологических вопросов. В статье исследована возможность формирования электронной интегрированной отчетности на основе технологии гипертекста с размещением отчетной информации в сети интернет и предоставлением доступа всем заинте­ресованным пользователям к ней через веб-браузер, что позволяет использовать графические элементы и интер­активные формы коммуникативного взаимодействия. Проанализированы недостатки существующей моде­ли финансовой отчетности, рассмотрены концептуальные основы подготовки интегрированной отчет­нос­ти. С учетом подходов ученых к гипертекстовой технологии отображения информации автором разра­ботаны этапы формирования и визуализации интегрированной отчетности, что позволит сделать ее более структурированной и содержательной. Свойственная интернету технология гипертекста позволяет значи­тельно увеличить информационное содержание интегрированной отчетности, обеспечить общую доступ­ность учетной информации всем заинтересованным пользователям, сделать отчетные документы простыми для восприятия и интерпретации лицами без специализированных знаний, направить отчетность для госу­дарственных, социальных, общественных и экологических целей, унифицировать и гармонизировать от­четную информацию в соответствии с национальными и международными требованиями. Формирование многоуровневых и структурированных отчетных документов обеспечивает интегрированное обслуживание внутренних и внешних пользователей учетной информации через веб-интерфейс.
80-84 455
Аннотация
В статье рассмотрена актуальная проблема налоговой политики - налоговое администрирование, приведены основные тенденции налогового администрирования в современных реалиях на примере некоторых зарубежных стран и Казахстана. Рассматривая вопросы перехода от репрессивности налогового администрирования к превентивности, автор сравнивает развитие партнерских отношений в зарубежных странах и Казахстане: Налоговый кодекс Республики Казахстан статьей 73 предусматривает «содействие налогоплательщикам», открыта страница на сайте Комитета государственных доходов «Электронная книга жалоб», а также с 1 января 2019 г. предусмотрено введение понятия «предварительное разъяснение» - разъяснение уполномоченного органа по возникновению налогового обязательства в отношении планируемых сделок (операций). Изучив применение новых технологий в налоговом администрировании за рубежом, автор отмечает, что возможность электронной подачи налоговой отчетности и уплаты налогов существует в Казахстане продолжительное время и широко используется налогоплательщиками. Кроме того, с 2019 г. планируется весь оборот по НДС перенести на отдельный вид расчетных счетов в банках, а все операции хранить в системе с элементами блокчейна,что позволит обеспечить неизменность и сохранность данных. Вместе с этим появляется возможность мгновенно отслеживать цепочки финансовых транзакций налогоплательщиков, производить возврат НДС и формировать децентрализованную базу данных. Проведенное сравнение налогового администрирования в некоторых зарубежных странах и Казахстане, позволило оценить казахстанский опыт как эффективный и прогрессивный.
85-90 226
Аннотация
Одной из важнейших функций каждой страны является контрольная функция, которая выражается в контроле государства за исполнительной властью, а также за тем, насколько предприятия в своей повседнев­ной деятельности соблюдают экономические и правовые правила и нормы. В частности, для Республики Казахстан вопросы организации системы финансового контроля достаточно актуальны и значимы. Государственный финансовый контроль призван эффективно и успешно реализовать на практике финансовую политику и безопасность государства и направлен на обеспечние эффективности использования ресурсов во всех сферах экономики. Такую функцию на практике выполняет государственный аудит. Кон­цептуальный подход к государственному финансовому контролю и проведению государственного аудита явля­ется регулярной тенденцией реформирования финансовой системы. На сегодняшний день тема внедрения концепции государственного аудита и начала реформации системы государственного финансового контроля является очень актуальной. Для Казахстана государственный аудит представляет целостную и независимую оценку эффективности деятельности объектов аудита, охватывающую не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками. Государственный аудит и финансовый контроль должны предусмат­ривать в соответствии с юридическими принципами информацию о государственных активах и использовании бюджетного резерва, должны быть объективными и иметь доказательства, а также отличаться выгодной деятельностью государственных учреждений.
91-97 205
Аннотация
В статье исследуется значение пенсионных активов как источника долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики Казахстана. Одной из возможностей развития казахстанской пенсионной системы выступает создание новых условий для обеспечения экономики долгосрочными ресурсами. В этой связи следует выяснить, каким образом пенсионная система может способствовать поддержанию темпов экономического роста и в какой степени влиять на экономику. Именно степень влияния ресурсов пенсионной системы на экономический рост может стать главным критерием ее эффективности. Государство возлагает на пенсионную систему важные и масштабные задачи по накоплению и сохранению пенсионных активов, их эффективному инвестированию с учетом необходимости обеспечения высокой доходности пенсионных вложений, минимизации риска и решения общегосударственных интересов по достижению экономического роста. На основе изучения инвестиционной деятельности ЕНПФ определены направления совершенствования стратегического инвестиционного управления пенсионными накоплениями в условиях необходимости исполнения социальных обязательств перед участниками пенсионной системы и обеспечения экономического роста Рес­публики Казахстан. В результате проведенного исследования обосновано стратегическое значение пенсионных накоплений в инвестировании национальной экономики с применением метода регрессионного анализа, дана оценка эффективности управления пенсионными активами с позиции сохранности пенсионных накоп­лений и обеспечения их доходности через инвестирование в финансовые инструменты, предложены перспективные направления повышения эффективности инвестиционного управления пенсионными активами.
98-105 248
Аннотация
В современных условиях развитие страхового сектора экономики Казахстана связано с интеграционными процессами. Страховой рынок не может развиваться вне законов политики интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза. В этой связи актуальными и значимыми являются оценка и составление прогноза развития страховых рынков стран-участниц Евразийского экономического союза. В статье на основе исследования практических аспектов для выявления общих черт и имеющихся различий проведен анализ уровня развития страхового рынка в каждой из стран ЕАЭС, а также сделаны прогнозные расчеты показателя участия страхования в экономике и выявлены тенденции их развития. Результаты прогнозных расчетов показывают, что в среднесрочной перспективе показатели развития страхового рынка в странах ЕАЭС будут иметь незначительные тенденции роста. Это связано с низкими темпами развития страховых рынков стран ЕАЭС. Активизация страхования возможна только вслед за общим оживлением экономической конъюнктуры. Дальнейшее развитие страхового рынка также во многом будет зависеть от поддержки государством процессов интеграции страховщиков, предоставления особо благоприятного налогового режима, совершенствования бизнес-процессов страховых компаний, активного внедрения новых страховых услуг и продуктов.
106-112 326
Аннотация
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами в стране. В статье рассмотрены методы безналичного расчета юридических и физических лиц без использования денежных знаков, обязательств, то есть путем перевода со счета плательщика на счет получателя определенной суммы в банке или путем зачета взаимных требований обеспечения расчетов, осуществляемых путем перечисления. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и к физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четкое законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота. Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов. Эта административная мера является временной.
113-119 556
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы бюджетирования, ориентированного на результат. В сложной нелиней­ной системе бюджетирование, ориентированное на результат, требует четкого формулирования финансовой цели, ее декомпозирования до элементарных показателей, определения для них нормативов и расценок, с помощью которых можно будет даже нефинансовые факторы превратить в бюджетные статьи доходов и расходов. Целью формирования и исполнения бюджета является достижение конкретных результатов в соот­ветствии со стратегическими направлениями, целями, задачами государственной бюджетной политики. Автором предложена модель интеграции бюджетного управления с установочной воронкой, что делает расход бюджета целеориентированным с эффективностью использования в финансово-экономическом пространст­ве. Управление эффективностью требует наличия целей, работы по их достижению и ресурсов, которые потребуется потратить в процессе выполнения этой работы. Парадигма, объединяющая в себе управление всеми этими тремя составляющими, и есть бюджетирование, ориентированное на результат. Отличитель­ной особенностью бюджета, ориентированного на результат, является гибкость, которая заключается в том, что администратор программы может корректировать годовой финансовый план по итогам системного мо­ниторинга результативности менеджмента, принятия решений и мер по дальнейшему совершенствованию государственного менеджмента, а также для поощрения субъектов, достигших наилучших значений по­казателей.
120-125 202
Аннотация
Статья посвящена совершенствованию сбытовой деятельности ТОО «Евролайт». С этой целью автор рекомендует провести ряд мероприятий, которые имеют практическую значимость. Заслуживает внимания предложение по стимулированию торгового представителя с применением следующих методов: выплаты премии за выполнение плана по товарообороту, выполнение плана по прибыли, выполнение плана по привлечению клиентов. Автором приведен и подробно обоснован пример расчета премии торгового представителя ТОО «Евролайт». Для стимулирования потребителей ТОО «Евролайт» предложены маркетинговые мероприя­тия в области коммуникационной и сервисной политики: скидки с цены товаров, промоушн-акции, дополнительные услуги. Представляет интерес рекомендация об оказании клиентам дополнительного сервисного обслуживания за соответствующую оплату: разработка дизайна и схемотехники, изготовление электронных модулей и компонентов, виртуальное освещение, т.е. компьютерное моделирование (имитация) проекта освещения объекта, сборка и тестирование светильников. Не менее интересным маркетинговым ходом является создание собственного фирменного магазина ТОО «Евролайт» по продаже своих товаров как оптом предприя­тиям, так и в розницу конечным потребителям. Поскольку строительство собственного фирменного магазина потребует огромных капиталовложений, то на первых порах можно рекомендовать ТОО «Евролайт» арендовать бутики или небольшие павильоны в торговом доме «Саламат-4» в Центре строительных материалов.
126-130 344
Аннотация
В статье проанализировано современное состояние и развитие системы подготовки специалистов госу­дарственного аудита в рамках высшего и послевузовского образования Республики Казахстан (бакалав­риат, магистратура, PhD докторантура), сертификации, а также переподготовки и повышения их квалифика­ции. На современном этапе подготовка специалистов в области государственного аудита в системе высшего и пос­левузовского образования требует поиска новых, более эффективных методов, форм и средств организа­ции учебного процесса, решительного, всестороннего совершенствования всех сторон учебного процесса. Задача системы высшего и послевузовского образования состоит в подготовке специалистов с широким диапа­зоном знаний и навыков, новым мышлением и стремлением работать в соответствии с требованиями времени, способных решать задачи, связанные с развитием государственного аудита. С целью проведения более полной модернизации кадрового обеспечения необходимо четко определять и регламентировать в нормативно-правовых актах комплекс инструментов обучения, систематически совершенствовать законо­дательную, нормативно-правовую базу, в том числе образовательные программы, осуществлять внед­рение инновационных методов обучения государственных аудиторов, разработать дополнительный комп­лекс критериев оценки государственных аудиторов по итогам обучения. Успешное развитие системы под­готовки кадров государственного аудита возможно лишь при комплексном осуществлении предложенных мероприятий, а также при достаточном их финансовом обеспечении.
131-135 249
Аннотация
Публикация 12-томного издания трудов Мустафы Шокая, на наш взгляд, позволит значительно обога­тить историю экономической мысли Казахстана. В своей общественно-политической деятельности и анали­тических изысканиях, он, один из основателей движения «Алаш» и лидер казахской оппозиции к советской власти за пределами СССР, уделял значительное внимание социально-экономическим процессам, происходившим в тот период на мировом пространстве в целом и в отдельно взятых странах различных континентов. В центре внимания исследовании Мустафы Шокая всегда были социально-экономические проблемы, возникающие из-за нестабильности экономического развития в государствах системы рыночной экономики, взаимозависимость и взаимообусловленность социально-экономических и политических процессов на различных стадиях экономического цикла. В период экономических кризисов, рецессии и стагнации значительно увеличивалось количество армии безработных, снижалась реальная заработная плата и, соответственно, ухудшалось благосостояние основной части населения - трудящихся масс. В статье рассмотрены две научные работы исследователя: «Финансовый кризис в Германии» и «Английский кризис». Авторами на основе анализа отмечены общее и особенное в условиях финансово-экономического кризиса в данных государствах. В заключительной части дана оценка вклада М. Шокая в развитие экономической науки Республики Казахстан по проблемам экономических циклов на современном этапе.

2 ТУРИЗМ: МИРОВОЙ ОПЫТ 

136-141 226
Аннотация
В социальном развитии стран мира туризм играет огромную роль. И без программ внутреннего и въездного туризма эффективность туристской деятельности будет низкой. Поэтому в настоящее время разработана и проходит обсуждение специалистами Государственная программа развития въездного и внутреннего туризма РК на 2019-2025 годы. В числе основных приоритетных направлений туризма названы экологический туризм и медицинский туризм. В теории и практике туризма эти направления в Казахстане только начинают раз­виваться и имеют потенциал для стимулирования других видов и направлений. В НИИ туризма университета «Туран» 6 лет ведутся разработки по медицинскому туризму, который более корректно называют лечебно-оздоровительным. Программа такого вида туризма уже четыре года в режиме эксперимента формируется в НИИ туризма. Проект построен на сочетании оздоровительного потенциала климата среднегорья, технологий спортивного туризма и древних традиций народов Средней Азии, например, использование парного кобыльего молока. В статье анализируются результаты исследовании по проекту «Саумал-тур» на третьем этапе работы (май-июнь 2018 г.) в сравнении с результатами первых двух этапов (май-июнь 2016-2017 гг.). Кроме того, автор статьи дает информацию о том, какие дополнительные факторы оздоровления будут исследоваться в перспективе на четвертом этапе (май-июнь 2019 г.).
142-146 804
Аннотация
В настоящее время во многих государствах активно ведется деятельность по развитию туристской индустрии, особенно по развитию медицинского туризма. Международные организации по развитию туризма признают, что медицинский туризм набирает обороты. Это связано с тем, что рост благосостояния позволяет многим тратить большие суммы на свое здоровье. Соответственно, начинается борьба за потенциальных клиентов в лице обеспеченных медицинских туристов. Туристы выезжают за рубеж, чтобы получить качественный уровень диагностики на высокотехнологичном оборудовании, первоклассное лечение у лучших специалистов и отдохнуть в красивых местах. Туристы из высокоразвитых стран выезжают в страны, пре­доставляющие высококачественные услуги, но по меньшей стоимости, чем у себя. И этими странами для них являются Таиланд, Индия, Корея. Множество людей ежегодно приезжают в вышеперечисленные страны в надежде решить проблемы, связанные со здоровьем, которые тяжело разрешимы в своей стране проживания. Каждый из туристов получает современные методы диагностики, удовлетворяются услуги самого широкого профиля, которые позволяют учесть особенности и потребности каждого клиента. При этом доступным является индивидуальный подход, который немаловажен для больного человека, и, естественно, предполагается безусловный комфорт. Можно ли развить медицинский туризм в Республике Казахстан, будут ли в случае развития современного и традиционного отечественного медицинского лечения пользоваться нашими услугами граждане дальнего и ближнего зарубежья - для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучение зарубежного опыта. Поэтому в данной статье уделено большое внимание мировому опыту развития медицинского туризма.
147-150 4029
Аннотация
Несмотря на обилие разного рода программ развития туристской отрасли за последние годы, построить в разных регионах страны международные туристские центры практически не удается. Зарубежные туристы по-прежнему не особо едут в Казахстан, для них это «терра инкогнито» - неизвестная земля. И если говорить о месте Казахстана в табели о рангах мирового туризма, то, как показывают итоги исследований экспертов Всемирного экономического форума в Давосе за последние годы, туризм Казахстана прочно находится на 80-90-х местах, а по развитию различных видов инфраструктуры еще ниже. Причем, несмотря на обилие различных программ по совершенствованию туристской отрасли за 27 лет независимости, коренного улучшения в этой сфере по-прежнему нет. Доля туризма в ВВП страны за последние годы не растет, а снижается, составляя в среднем 1,2-1,3% за последние годы, в то время как в развитых странах она значительно больше. При таком соотношении говорить о сколько-нибудь заметном влиянии туризма на экономику Казахстана было бы неправомерным. Поэтому утверждать, что казахстанский туризм находится на восходящем тренде, на наш взгляд, преждевременно. Предлагаемая статья посвящена перспективам развития туризма Казахстана в ближайшие годы на основе разработанного проекта государственной программы развития внутреннего и въездного туризма Республики Казахстана на 2019-2025 годы.

3 ТРИБУНА МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ 

151-156 260
Аннотация
В статье авторами сделан обзор современных тенденций и проблем управления инновациями на примере опыта Казахстана, стран ЕАЭС, Германии. Опыт Германии представляется интересным для изучения и внедрения в Казахстане, поскольку Германия является одной из передовых стран по инновационному развитию и имеет тесные социально-экономические и культурные отношения с Казахстаном. Особое значение приобретают вопросы государственной политики в контексте возможностей новых технологий по повышению эффективности государственного и корпоративного управления. Для достижения целей государства по устойчивому экономическому росту и повышению качества жизни граждан, обеспечению эффективного конт­роля и прозрачности госинвестиций актуально использование цифровых технологий. Интерес представляют примеры деятельности инновационных институтов, таких, как АКФ, по созданию инновационных экосистем и внедрению цифровых технологий в различных отраслях экономики. Авторами предложен анализ стадий процесса управления инновациями, способы распределения финансирования и ответственности участников инновационного процесса для обеспечения устойчивого баланса интересов. В заключение рассмотрена модель взаимодействия государства и частного бизнеса в инновационных проектах, внесено предложение о необходимости создания центров компетенций при университетах для подготовки инновационных проектов и квалифицированных кадров по устойчивому управлению инновациями на междисциплинарной основе.
157-162 357
Аннотация
В статье рассмотрены такие понятия, как «инновация», «новшество», «инновационный процесс», «научно-технические инновации», научно-технические разработки. Проанализировано взаимодействие элементов национальной инновационной системы, основные направления деятельности Банка развития Казахстана, дана схема финансирования инновационных проектов, схема инвестиционных проектов, основные направления повышения эффективности управления инновационной деятельностью. Появление нового товара в производстве и на рынке является результатом целенаправленной инновационной деятельности, главная задача которой заключается в создании инноваций. Под инновациями понимается конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что создание венчурных фондов с участием АО «Национальный инновационный фонд» должно способствовать привлечению частного капитала в инновационную деятельность, снижению рисков, формированию механизма эффективного взаимодействия государства и частного предпринимательства в сфере коммерциализации инноваций. Для развития венчурного финансирования необходимо законодательно определить статус венчурного инвестора, порядок формирования уставного капитала венчурного предприятия, организационные формы венчурных фондов, создаваемых с участием предприятий.
163-168 281
Аннотация
В статье рассматривается роль инновационного предпринимательства в условиях глобальной трансформации экономики. Проводится сравнение рыночного и инновационного предпринимательства и дается оценка роли государства, которое выступает главным регулятором инновационной деятельности и отношений «наука - производство - общество». Рассматриваются преимущества инновационного предпринимательства в современных экономических условиях. Развитие фундаментальной науки и совершенствование государственного регулирования являются важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и техники. Сегодня инновационное предпринимательство активно развивается не только на уровне управленческих решений, но и в научной сфере. В статье раскрываются основные составляющие инновационной деятельности с точки зрения структурных проблем экономики и осуществляется поиск основных путей развития инноваций в отечественной экономике, рассматриваются основные проблемы формирования и особенности развития инновационного предпринимательства, раскрывается понятие «инновационный предприниматель», представлены модели инновационного предпринимательства и их роль в развитии бизнеса в сфере инноваций. Анализ проблем в инновационной деятельности предпринимателей позволил автору определить факторы успеха, обеспечивающие инновационное развитие современной экономики. Определены роль и место инновационного предпринимательства как одного из основных стратегических факторов эффективного социально-экономического развития страны, обеспечивающего ей конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынке.
169-175 200
Аннотация
В статье автор отмечает, что суть инновационного процесса может быть представлена в виде последовательности действий, направленных на создание инноваций, разработку новых продуктов и операций и их реализацию на рынке. В настоящее время большое внимание следует уделить инновационному развитию предприятий. В статье анализируется зарубежная и отечественная литература по вопросам механизмов конт­роля и их влияния на инновационные тенденции. Особенно актуальным является изучение инновационных бизнес-тенденций в регионе. Предложен концептуальный подход к анализу и совершенствованию системы управления инновациями с учетом особенностей инноваций и тенденций его реализации, а также начальных условий их возникновения и факторов, обеспечивающих экономическую эффективность. В целях тесного взаимодействия научных открытий, техники и технологий с производством была создана программа «Индустриально-инновационное развитие». Основным показателем конкурентоспособности государства является его экономика. Основным направлением конкурентоспособности экономики является создание инновационной экономики и развитие несырьевого сектора для инновационного процесса. Механизмы управления инновационными процессами, предлагаемые автором, способствуют решению приоритетных региональных целей и задач, повышению его конкурентоспособности и доступу на межрегиональные и международные рынки.
176-180 220
Аннотация
Развитие государственно-частного партнерства в экономическом развитии любого государства позволяет реализовать и развивать потенциал частных инвесторов, привлекать средства институциональных инвесторов и сохранять функции государства в социально значимых секторах экономики. В статье уделено определенное внимание стратегическим задачам сотрудничества государства и частного сектора на основе Послания Президента РК «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Автором обозначены сущность форм государственно-частного партнерства и инструменты его реализации в Республике Казахстан, классификация видов государственно-частного партнерства. Показано, что для дальнейшего расширения правоприменительной практики реализации общественно значимых проектов по механизму государственно-частного партнерства в Казахстане необходимо совершенствовать правовую и институциональную основу в данной области. Рассмотрены возможности развития ГЧП в Казахстане, отмечены группы факторов, способствующих его развитию. Изучены проекты с использованием механизма ГЧП, которые носят приоритетный характер и являются частью отраслевой стратегии и экономической политики. Обоснован факт, что по сравнению со странами, где ГЧП имеет богатый опыт и устойчиво применяется государством как альтернатива при реализации инфраструктурных проектов, опыт Казахстана еще недостаточно велик. Исследован механизм ГЧП, основанный на долгосрочных отношениях между частным и государственным сектором, для привлечения частного финансирования и управления социальной инфраструктурой. По итогам исследования сделаны выводы, содержащие концепцию о ГЧП, направленную на социально ориентированные инфраструктурные проекты.
181-185 346
Аннотация
В статье рассматривается оценка конкурентоспособности молочной продукции в условиях иннова­ционно-экономического развития страны на примере производителей Жамбылской области. Авторы предлагают возможные альтернативные варианты оценки конкурентоспособности молочной продукции. Пищевая промышленность Казахстана является одной из стратегически важных отраслей промышленности, призванной обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Продукция казахстанской молочной промышленности, несмотря на общий рост производства, по многим ассортиментным группам остается неконкурентоспособной по сравнению с продукцией Российской Федерации, Беларуси, Украины и Кыргызстана. В статье рассматривается производство именно цельномо­лочной продукции. В связи с этим конкурентоспособность анализируемого молока желательно измерять количественно, что позволит получить более точные данные. Для подтверждения уровня конкурентоспособности рассматриваемого товара необходимо проанализировать его в сравнении с аналогичным товаром конкурента. Для более полного анализа конкурентоспособности молока необходимо учитывать уровень качества, сервиса и других составляющих, определяющих конкурентоспособность аналогичного товара у основного конку­рен­та. Насыщение внутреннего рынка достаточным объемом молочной продукции казахстанского производства без преувеличения можно считать вопросом особой важности.
186-190 1522
Аннотация
В современных условиях проблема экономической безопасности является актуальной, поскольку предприятия работают в условиях разных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы. Это обстоятельство требует от субъектов управления предприятием построения комплексной системы, направленной на повышение уровня экономической безопасности. Для оценки надежности системы экономической безопасности предприятия применяются индикаторы, позволяющие выявить болевые точки в его деятельности, определить основные направления и наиболее действенные способы повышения эффективности работы предприятия. В настоящее время не сформирован единый подход к определению предельных значений индикаторов экономической безопасности предприятия. В данный момент кризисных проявлений в экономике Республики Казахстан прогнозные и фактические количественные параметры по большинству индикаторов значительно хуже требуемых пороговых значений экономической безопасности. Данную проблему можно решить путем разработки методической базы установления индикаторов, которые учитывали бы особенности деятельности компании, определенные, например, ее отраслевой принадлежностью, структурой капитала, формой собственности, имеющимся организационно-техническим уровнем. В статье предложен вариант формирования системы индикаторов экономической безопасности предприятия. Предлагаемые индикаторы сгруппированы в семь видов функциональных составляющих экономической безопасности предприятия: финансовая, производственно-технологическая, кадровая, законодательно-правовая, информационно-аналитическая, экологическая, силовая безопасность.
191-194 1192
Аннотация
Развитие новых технико-экономических условий и экономическая глобализация повлекли за собой серьезные социальные последствия: социальную незащищенность всех категорий населения, низкий уровень доходов, безработицу, кризисное состояние социальной инфраструктуры. Ключевым фактором экономического благосостояния является построение эффективной социальной политики в стране с эффективным использованием в этом процессе человеческого фактора. Социальные основы экономической политики стали приоритетными в вопросах развития социальных аспектов экономических отношений. Однако вопросы относительно теории и принципов социальной экономики в научном мире стали исследовать сравнительно недавно. Социальная экономика как предмет изучения оказалась в центре внимания представителей многих дисциплин, в том числе и экономической социологии, экономической политики и экономической истории. Поэтому изучение теоретических аспектов сущности и формирования социальной экономики с учетом современной социально ориентированной экономической политики многих стран является актуальным. В статье автор проводит анализ существующих определений термина «социальная экономика», на основе анализа научной литературы формируется наиболее целостное определение. Далее рассматриваются известные модели социальной экономики, подчеркивается тесная связь социальной экономики и социального предпринимательства, так как последняя выступает в качестве наиболее эффективной возможности реализации социальной политики и экономики. На основе анализа отмечается, что эффективность экономической модели зависит от усиления социальной составляющей экономической модели.
195-200 649
Аннотация
В статье обоснована актуальность научных исследований теоретических аспектов публичных финансов в условиях модернизации системы управления государственными финансами в Украине. Рассмотрена история становления теории публичных финансов в мировой практике, в процессе которой публичные финансы объективно приобрели такие субстанциональные свойства, что способны вызывать как прогрессивные общественные изменения, так и регресс. Раскрыта сущность понятия «публичные финансы» в системе стратегического управления в контексте двух аспектов с точки зрения их формы и содержания: в экономическом и материальном. Охарактеризованы базовые составляющие (институциональная, нормативно-правовая, инструментальная, идеологическая) механизма принятия решений в сфере публичных финансов. Определены базовые функции публичных финансов (распределительная, перераспределительная, контрольная), раскрывающие их важнейшие признаки, черты, свойства. Обосновано, что все функции публичных финансов тесно между собой взаимосвязаны и в соответствующей степени находят свое проявление в современной системе стратегического управления в Украине. Сделан вывод, что публичные финансы представляют собой сферу столкновения различных, порой противоречивых и разнонаправленных интересов (государственных, групповых, индивидуальных), требующих нахождения единого «результативного» вектора таких интересов, от чего будет зависеть в конечном итоге возможность нормального функционирования всех без исключения общественных и государственных институтов.
201-205 237
Аннотация
Низкие процентные ставки, а также секьюритизация сыграли существенную роль в усилении мирового финансового кризиса. Затянувшаяся ситуация с низкими ставками привела к падению доходов банка. Банки отреагировали путем увеличения левереджа, так как стоимость капитала была выше, чем стоимость заимствования. Кроме того, банки искали возможность заработать высокую доходность путем расширения инструментов инвестиционной деятельности, таких, как деривативы. В результате расширилось применение такого инновационного финансового инструмента, как секьюритизация. В статье выделены четыре аспекта роли секьюритизации в усилении кризиса: влияние на удлинение промежуточной цепочки; создание условий для появления некорректных стимулов между участниками цепочки секьюритизации; повышение зависимости от математических моделей и внешней оценки рисков, увеличение индивидуальных и системных банковских рисков. Однако это спровоцировало ряд некорректных стимулов. Финансовые институты не были заинтересованы в качестве выдаваемых кредитов. Инвесторы в поисках высокой доходности не были заинтересованы в оценке рисков ценных бумаг, выпускаемых агентом, а также в проверке качества обеспечения. Рейтинговые агентства не смогли оценить общий и системный риск. Регулятор не был заинтересован регулированием теневого банковского сектора. В итоге были извлечены уроки из кризиса и регуляторы ответили установлением макропруденциальных правил, а также дополнительных требований к компенсации руководства и кредитным рейтинговым агентствам. В результате риски, связанные с секьюритизацией, лучше регулируются и объем сделок по секьюритизации увеличивается.
206-211 221
Аннотация
На сегодняшний день фактическая финансовая отчетность и ее оценка являются для финансовых организаций актуальными вопросами. Один из аспектов критики корпоративной отчетности состоит в отсутствии точной оценки. Отсутствие точной оценки отчетности привело к тому, что ожидаемая продолжительность деятельности многих организаций была сокращена, своевременное обнаружение нефинансовых внутренних проблем стало причиной выхода новой интегрированной отчетности. Отчетность по интеграции представляет собой заключение и рассматривает вопросы устойчивого развития, которые взаимосвязаны с действиями организации по основному управлению и коммуникациям. В статье рассматривается необходимость разработки комплексного подхода к пониманию интеграции в финансовом отношении, включая утверждение высшего руководства организацию, понимание ключевых факторов устойчивого развития организации, интеграцию факторов в организационные стратегии. Также освещаются вопросы активизации уровня усилий каждого сотрудника и обязательства каждой единицы для устойчивого развития. Данная статья затрагивает учет факторов устойчивого развития в повседневных решениях, всестороннюю профессиональную подготовку сотрудников, контроль отчетов по устойчивому развитию в формате интегрированной финансовой отчетности. Интегрированное мышление и новое качество раскрытия информации в интегрированной отчетности является новым уровнем взаимоотношений с заинтересованными группами пользователей, которые позволяют рассматривать именно интегрированную отчетность в качестве преимущественной корпоративной отчетности.
212-217 200
Аннотация
Глобализация экономических процессов ставит перед странами и государствами новые вызовы. Уязвимость финансовых систем заставляет мировое сообщество предпринимать более эффективные механизмы борьбы с преступлениями, направленными против экономической безопасности человечества. В данном ключе особая роль отводится подразделениям финансовой разведки мира, в Казахстане - это уполномоченный орган по финансовому мониторингу, осуществляющий противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. В статье речь идет о том, как в Казахстане была создана система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Проведен обзор конвенций и договоров в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, ратифицированных Республикой Казахстан. На основе проведенного анализа определения «финансовый мониторинг» выработано собственное понимание финансового мониторинга, которое заключается в следующем: финансовый мониторинг - процесс наблюдения, оценки, прогнозирования и принятия решений, способствующих противодействию отмыванию денег. Предложены дальнейшие векторы развития системы финансового мониторинга, основу которых составили следующие факторы: совершенствование кадрового потенциала финансовых и нефинансовых организаций, осуществляю­щих первичный мониторинг, учет угроз и уязвимостей, возникающих от форсированного развития сферы IT, анализ законодательной базы в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и эффективности его применения на практике в связи с предстоящим мониторингом Республики Казахстан на соответствие Международным стандартам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
218-222 380
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы реализации комплекса мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. В целом можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер, осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени. Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства. В статье приведены важнейшие направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, такие, как формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, анализ статистических показателей развития предпринимательства, анализ казахстанского и международного опыта, проведение социологического исследования удовлетворенности предпринимателей условиями для ведения бизнеса, созданными в регионе. В результате работы был сформулирован комплекс стратегических направлений развития сектора малого и среднего предпринимательства, включающий мероприятия, направленные на решение проблем предпринимателей путем развития инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, решение системных проблем поддержки сектора путем совершенствования функционирования региональной системы поддержки, содействие реализации приоритетных направлений развития предпринимательства.
223-229 1019
Аннотация
Статья посвящена оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной влас­ти в рамках процесса реформирования государственной службы. Рассмотрены основные проблемы оценки эффективности управления, а также механизм диалога общества и государства как важнейшего этапа в построении сервисно-ориентированного государства и формировании профессионального государственного аппарата. Автор констатирует, что процессные аспекты деятельности государственных органов по всем направлениям оценки выстроены и систематизированы, а также сгруппированы в три этапа. Внедрение системы ежегодной оценки позволило выявлять системные проблемы функционирования государственного аппарата. Стоит отметить, что методологическая основа казахстанской системы оценки сформирована с учетом мирового опыта, в частности, за основу взята система эффективности управления государственных органов Канады (MAF), которая, по оценкам международных экспертов, зарекомендовала себя как одна из наиболее эффективных. Критерии и направления оценки не являются статичными и корректируются в соответствии с текущей проблематикой и тенденциями развития государственного аппарата. Методологическая основа сис­темы оценки постоянно актуализируется в соответствии с имеющимися в настоящее время системными проб­лемами государственного управления. За годы функционирования система оценки доказала свою жизнеспособность, позволила выявить проблемы, имеющиеся в деятельности государственных органов, и повысить их эффективность, а также значительно улучшить качество оказания государственных услуг. Результаты оценки послужили основой разработки и принятия Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».
230-234 326
Аннотация
В настоящее время Казахстан готовится к очередной переписи населения. Организация и проведение переписи - масштабное мероприятие, дорогостоящее, но тем не менее очень ценное для государства. Перепись населения является важным информационным материалом. Полученная в ходе переписи информация дает возможность углубленного изучения национальных особенностей государства и является основой для многих социально-экономических исследований и демографического прогнозирования. В рамках цифровизации Казахстана Комитет по статистике РК предстоящую перепись населения планирует проводить в новом формате - с применением современной технологии посредством сети интернет и портативно-вычислительных устройств (планшетов), что должно упростить как саму процедуру переписи, так и процесс обработки полученных данных. Число вопросов в переписных листах увеличится до 45. Статья посвящена теоретическим проблемам переписи как одного из способов учета населения: истории, методологии, методов проведения и обобщения результатов. Раскрыт порядок проведения переписи населения в СССР и Республике Казахстан. В результате анализа научной литературы о международном опыте учета населения авторы отмечают наиболее современные методы переписи населения в зарубежных странах, рассматривают особенности их подготовки, проведения и подведения итогов.

4 ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ 

235-239 269
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы и этапы развития бизнес-образования в Казахстане. Помимо достижений в сфере бизнес-образования, в Казахстане существуют ключевые проблемы, которые препятствуют развитию бизнес-школ и влияют на результаты обучения и качество бизнес-образования в целом. Существующее общение бизнес-школ с реальной экономикой и предприятиями фрагментировано, нет сис­темного подхода к совместной работе, что приводит к разрыву между уровнем учащихся, особенно между обучающимися и требованиями рынка труда, возникает разрывмежду образованием и бизнесом. Качество учебных программ и программ бизнес-школ требует особого внимания с акцентом на результаты обучения и управленческие навыки выпускников. Тематические исследования казахстанских компаний и примеры из деятельности отечественного бизнеса широко не используются в образовательных программах бизнес-школ. Также к основным проблемам бизнес-школ Казахстана можно отнести нехватку квалифицированных практических специалистов из числа преподавателей. В статье обсуждается ряд систематических мер по укреплению потенциала бизнес-образования в Казахстане. Это идея по укреплению интеграции образования, науки и производства. Также разумно усилить вклад бизнес-образования в индустриальное и инновационное развитие страны, более интенсивно работать с Национальной палатой предпринимателей Казахстана, т.е. необходимо искать новые формы организации и управления современным бизнес-образованием.
240-244 216
Аннотация
В государственной программе «Цифровой Казахстан» определены алгоритмы действия по основным стратегическим направлениям. Инновационные технологии и интеллектуальные системы внедряются во все секторы экономики и позволяют повысить производительность и конкурентоспособность экономики на международном уровне. Переход в цифровое государство дает возможность использования «безбумажных технологий», обеспечения расширения сетевой связи и укрепления кибербезопасности. Ключ к успеху - в улучшении человеческого капитала, способности внедрять новейшие достижения в области науки и техники, овладении передовыми технологиями, создании эффективной системы подготовки кадров. Для достижения высоких результатов необходимо создать качественный кадровый потенциал, привлекать специалистов в области цифровой технологии, цифровой грамотности, внедрять информационные технологии. В будущем новые технологии приведут к потере некоторых специальностей, а спрос на новые специальности, такие, как технология больших данных, робототехника и нанотехнология, окажут влияние на развитие информационных технологий. Отмечена необходимость внедрения единой электронной биржи труда. В настоящее время одной из важных задач является переход на латиницу. В статье обоснована связь перехода на латинский алфавит с цифровизацией экономики, отмечены положительные особенности при изучении и использовании компьютерных технологий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-2959 (Print)
ISSN 2959-1236 (Online)